Разделы

Бизнес Тендеры Маркет

Половину ИТ-бюджета Росавтодора год за годом получает "Крок"

Разработкой и сопровождением информационных систем агентства, отвечающего за российские федеральные автодороги, в подавляющем большинстве случаев занимается одна ИТ-компания. Тендеры объемом около половины выделяемого на такие работы бюджета выигрывает “Крок”. В большинстве случаев ни конкурентов, ни значительного снижения цен у компании на этих конкурсах нет.

CNews Analytics проанализировал структуру расходов на ИТ Федерального дорожного агентства (Росавтодор), входящего в Министерство транспорта, в 2009 и 2010 гг. Как выяснилось, целый ряд крупных тендеров на разработку, модификацию и сопровождение информационных систем ведомства за этот период выиграла компания «Крок».

В 2009 общая сумма госконтрактов интегратора с Росавтодором составила 241 млн руб., а в 2010 г. - 305 млн руб. Это около половины всех ИТ-затрат агентства за прошедшие два года.

В частности, «Крок» активно занимался корпоративной информационной системой управления (КИСУ), которую в составе консорциума создает уже много лет. Сейчас в КИСУ входят система электронного документооборота и делопроизводства, контроля исполнения договоров, управление госзаказом, кадастровая подсистема для управления землей и недвижимостью и т.д.

В 2009 г. самым крупным тендером, в котором компания одержала победу, стало сопровождение подсистем КИСУ (начальная максимальная цена контракта - 116,95 млн руб., цена победителя - 114,6 млн руб.). Заявка «Крока» была единственной на этом конкурсе, как и на многих других, где с компанией были заключены контракты.

В 2010 г. интегратор единолично выиграл тендеры на создание единой системы управления информационной безопасностью и доступом (91,5 млн руб. и 85 млн руб. соответственно). В «Крок» не ответили на вопросы CNews, касающиеся работ в Росавтодоре.

В Росавтодоре не опровергли расчеты CNews Analytics, касающиеся доли «Крок» в его ИТ-затратах, но отметили, что как такового ИТ-бюджета у агентства нет, а большинство связанных с информатизацией затрат проходит по одному плану работ, к которому относятся и перечисленные тендеры.

Некоторые конкурсы Росавтодора, в которых «Крок» побеждал по максимальной или близкой к ней цене

Название проекта Исполнитель Сумма конкурса, руб Сумма контракта, руб Другие участники Кто подписывал ТЗ
2009 г., Лот № 1: Сопровождение прикладных и обеспечивающих систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства в 2009 году КРОК инкорпорейтед 116 950 000 114 600 000 Других участников не было Быстров
2009 г., выполнение работ по теме: «Модификация прикладных систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства» (лот №1) КРОК инкорпорейтед 59 000 000 59 000 000 Других участников не было Быстров
«2009 г., Модификация сетевой инфраструктуры, компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения в рамках подсистемы «Система обеспечения информационной безопасности» Корпоративной информационной системы управления Федерального дорожного агентства» (лот № 2) КРОК инкорпорейтед 13 490 000 9 860 000 Других участников не было Быстров
2009 г., выполнение работ по теме: «Организация взаимодействия систем КИСУ/АСУ и обеспечения мощностей между базовым сегментом распределенной сети Федерального дорожного агентства и органами управления дорожным хозяйством на основе VPN - каналов связи» (лот № 1) КРОК инкорпорейтед 23 000 000 23 000 000 Других участников не было Быстров
«2009 г., Перенос и развертывание обеспечивающих систем КИСУ Росавтодора в ФГУ (лот № 2) КРОК инкорпорейтед 29 000 000 29 000 000 Других участников не было Быстров
2010 г., Сопровождение прикладных систем Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) и Автоматизированной системы управления (АСУ) Федерального дорожного агентства КРОК инкорпорейтед 46 000 000 46 000 000 Других участников не было Быстров
2010 г., Модификация и сопровождение обеспечивающих систем Корпоративной информационной системы управления и Автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства, включая сопровождение VPN каналов связи, в 2010 году КРОК инкорпорейтед 44 700 000 44 700 000 Других участников не было Быстров
2010 г., Модификация прикладных систем КИСУ/АСУ Росавтодора "Система электронного документооборота и делопроизводства" и "Управление госзаказом" КРОК инкорпорейтед 25 500 000 25 300 000 Других участников не было Быстров
2010 г., Создание "Единой системы управления информационной безопасностью и доступом" КРОК инкорпорейтед 91 500 000 85 094 999   Алафинов
2010 г., Перенос и развертывание обеспечивающих систем КИСУ Росавтодора КРОК инкорпорейтед 12 000 000 12 000 000 Других участников не было Алафинов
2010 г., Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог КРОК инкорпорейтед 27 400 000 21 650 000   Быстров
2010 г., Модификация и усовершенствование программного комплекса автоматизированного сбора и обработки информации о ходе выполнения программы работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог и сооружений КРОК инкорпорейтед 58 191 900     Быстров

Источник: CNews Analytics

«В Росавтодоре реализуется план работ по развитию современных систем связи и диспетчеризации на федеральных автодорогах с учетом возрастающей интенсивности движения, - говорит собеседник CNews в агентстве. - Расход средств по плану осуществляется в строгом соответствии с федеральным законодательством, в частности с 94-ФЗ о госзакупках. По плану в 2009 г. было выделено около 380 млн руб., в 2010 г. объем средств возрос примерно до 560 млн руб. Госконтракты заключены с победителями конкурсов на выполнение работ по темам плана».

Где тонко, не рвется: как BI-продукты помогают увидеть узкие места и принять верное решение
Импортонезависимость

Деятельность управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования в Росавтодоре курирует заместитель руководителя ведомства Николай Быстров.

Еще в 2007 г. Виктор Володькин, в то время занимавший пост начальника Управления организации госзаказа и научно-технических исследований Росавтодора, в интервью журналу CIO заявлял, что "поскольку системы, которые мы строим, являются сложными и уникальными — и с точки зрения организационной, и с точки зрения технической — на роль генерального подрядчика надо выбирать организацию с прочной репутацией... Такой компанией оказался "Крок".

Между тем, в законе о госзакупках прописано, что при осуществлении закупок заказчики должны обеспечивать равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.


В общем объеме финансирования Росавтодора средства, выделяемые на ИТ-системы, составляют около 0,1%

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Общее финансирование Росавтодора в 2009 г. составило 328,2 млрд руб., в 2010 г. - 274 млрд руб. Агентство управляет имуществом, балансовая стоимость которого составляет около 515,5 млрд. рублей. Это более чем 50 тыс. км федеральных автомобильных дорог, почти 5,7 тыс. мостов, а также всем, необходимым для их строительства и ремонта. В ведении Росавтодора находятся 195 ФГУПов, выполняющих работы по ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог.

«Крок» занимает 7 место в рейтинге «CNews100: Крупнейшие ИТ-комании России 2009» с выручкой более 20 млрд руб. На конец 2009 г. в компании работало более 1500 сотрудников.

Денис Легезо