Разделы

Цифровизация

Какие ИТ-услуги нужны рознице?

В условиях укрупнения и расширения бизнеса российские розничные сети вынуждены регулярно корректировать свои ИТ-стратегии, внедрять дополнительные программные продукты, либо переходить на централизованные решения, а также поддерживать уже построенную ИТ-инфраструктуру. Все это подразумевает постоянно растущий спрос на профессиональные ИТ-услуги, доля которых устойчиво высока в общей структуре ИТ-затрат отечественного ритейла.

Станислав Рымкевич: Авторитет отечественных ИТ-продуктов растет вполне оправданно

Станислав РымкевичОб особенностях предоставления ИТ-услуг в секторе розничной торговли корреспонденту CNews рассказал Станислав Рымкевич, продакт-менеджер ПО SET компании "Кристалл Сервис".

CNews: Какие ИТ-услуги, на Ваш взгляд, наиболее востребованы розницей? У каких наиболее привлекательные перспективы?

Станислав Рымкевич: Сегодня розницей востребованы те же услуги, что и год, и два назад – автоматизация торгового зала и сервисное сопровождение. С одной лишь разницей – существенно изменились требования, как к системам автоматизации, так и сервису.

Во многом эти требования диктуются особенностями развития рынка розничной торговли: сети активно развиваются (в основном – за счет поглощения малых региональных сетей), серьезное внимание к российскому рынку проявляют западные ритейлеры. Поэтому вложение в универсальную систему управления торговым процессом – оправданы. Универсальную как с точки зрения работы на различном оборудовании, так и с точки зрения автоматизации всех бизнес-процессов торгового зала и возможности интеграции с любой внешней учетной системой. Очевидно, что именно "стандартно" автоматизированные сети будут более привлекательны при последующей продаже крупным ритейлерам.

Вопрос сервиса для активно развивающихся сетей также выходит на первое место. Ритейлерам важно, чтобы в любой точке страны сервисное обслуживание отвечало единым стандартам качества. Как показывает практика, даже типовой, коробочный программный продукт требует поддержки – в виде реализации обратной связи, выпуска обновлений, возможности решения проблем как удаленно, так и с вызовом специалиста на объект. То есть, если говорить в общем, то основных тенденций две: полная автоматизация фронт-офиса объекта (включая управление товародвижением) и полноценный сервис (единые стандарты вне зависимости от географии объектов, входящих в сеть).

CNews: Как заставить клиентов платить за ИТ-услуги? Чем компании могут привлечь клиентов?

Станислав Рымкевич: Рынок ИТ-услуг в России сейчас достиг такого уровня, что заставлять клиентов платить за услуги не надо: все прекрасно понимают, что бесплатно получить качественный продукт невозможно. Однако у ритейлеров есть выбор – осуществлять автоматизацию самостоятельно или воспользоваться аутсорсингом, использовать свое ПО или инсталлировать готовый продукт. Поэтому вопрос привлечения клиентов, естественно, актуален.

Сегодня можно назвать несколько критериев, соответствие которым с большой долей вероятности привлечет клиентов. Во-первых, это законченность решения, то есть, продукт должен наиболее полно отвечать требованиям конкретной сети, но при этом иметь референс-лист успешных внедрений. Следовательно, сохраняя общие принципы архитектуры, продукт должен быть легко адаптируемым под различные форматы и задачи. Во-вторых, решение должно "закрывать" весь контур управления торговым залом, включая оборудование, товародвижение, реализацию программ лояльности, необходимую аналитику по торговому залу, безопасность. Третье требование – комплексное сервисное обслуживание, решающее задачи на уровне бизнес-процессов.

Общая тенденция на рынке – стремление к комплексности услуг, что легко объясняется: один исполнитель с глобальной зоной ответственности (в нашем случае – обеспечение работы торгового зала) проще встраивается в бизнес-процессы торгового предприятия и легче управляется.

CNews: Что выгоднее – аутсорсинг или инсорсинг?

Станислав Рымкевич: Мнения относительно предпочтительности аутсорсинга и инсорсинга расходятся, однако общая тенденция рынка – стремление к аутсорсингу. Современные системы автоматизации требуют отдельный штат специалистов, обучение и содержание которых обходятся существенно дороже услуг компаний-интеграторов. И чем больше сеть, чем больше географическая распределенность ее объектов, тем заметнее становится разница в стоимости владения ИТ-решением.

CNews: Оцените потенциальную ИТ-емкость рынка розничной торговли.

Станислав Рымкевич: Потенциальная ИТ-емкость рынка зависит от емкости и развития рынка розничной торговли в целом. Сегодня розница России отстает от западной, но, судя по статистике, догоняет ее быстрыми темпами и, по мнению специалистов, сравняется с ней к 2012 году. А это значит, что место для роста еще есть.

Кроме того, растет авторитет отечественных ИТ-продуктов, растет вполне оправданно, поскольку по функциональной части – особенно если говорить применительно к отечественному ритейлу – они превосходят зарубежные аналоги. Таким образом, сегодня ИТ-рынок более чем емкий.

CNews: Какие услуги, предоставляемые вашей компанией, наиболее популярны, а какие – наиболее финансово выгодны?

Станислав Рымкевич: Мы бы не хотели раскрывать информацию о финансовой выгоде наших услуг, а относительно "популярности" можно сказать следующее. В первую очередь клиентов интересует сервис – принципы построения системы обслуживания, стандарты сервисной поддержки.

Естественно, востребованы продукты семейства SET, но называть, например, SET Retail популярным было бы неверно. На сегодня мы имеем сотни успешных внедрений по всей России, в 2005 году каждая пятая сеть из ТОП50 российских ритейлеров по версии газеты "Коммерсантъ" использовала это решение. За два года к ним прибавились еще несколько громких названий. Таким образом, SET – это не популярный продукт, а стандарт ИТ-рынка в ритейле. Накопленный опыт суммируется и используется в дальнейшем развитии продукта – появляется новый функционал, который, на сегодня, полностью отвечает требованиям по автоматизации розницы.