Разделы

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Инфраструктура E-commerce Кадры Инвестиции и M&A

Почему не заработал обещанный Москве бесплатный сотовый оператор

Инвестор Евгений Гордеев не смог договориться с телеком-операторами о предоставлении инфраструктуры для его виртуального бесплатного оператора «Атлас». Ориентировочные сроки его запуска сдвинуты ровно на год.

Управляющий партнер фонда Russian Ventures Евгений Гордеев отсрочил на год сроки запуска своего «бесплатного сотового оператора» «Атлас».

Актуальная информация о времени начала работы «бесплатного сотового оператора» сейчас отображается на его промо-странице atlasmobile.org. Если при анонсе «Атласа» в ноябре 2013 г. в качестве ожидаемого времени начала работы проекта значилось лето 2014 г., то сейчас информация на сайте указывает, что «Запуск проекта Atlas намечен на лето 2015 года».

В разговоре с CNews Евгений Гордеев сказал, что новый срок запуска проекта нужно считать ориентировочным.

Объясняя причины сдвига начала работы бесплатного оператора на год, Гордеев напомнил, что идея «Атласа» состояла в организации MVNO (работающего в чужой инфраструктуре «виртуального оператора»). Однако, признался инвестор, ни с кем из существующих телеком-операторов о предоставлении опорных мощностей для «Атласа» ему договориться не удалось.

«Прямо скажу, операторы очень инертны, катастрофически инертны, - говорит Гордеев. - Даже когда я им показываю наши расчеты, какую выручку принесут бесплатные пользователи, они не могут определиться, как это дело запускать». Слабую заинтересованность операторов в освоении предлагаемой им бизнес-модели Евгений Гордеев относит на счет сложных внутрикорпоративных процессов в компаниях.

Впрочем, рассказывая CNews о нынешнем состоянии дел «Атласа», Гордеев проговорился, что его несущим оператором не обязательно может быть компания «большой тройки». По его словам, на эту роль подойдет любой оператор, имеющий лицензию (в том числе виртуального оператора), собственный биллинг и возможности приземления сигнала в чужих сетях.


Запуск бесплатного оператора в Москве перенесен на год

Гордеев не рассказывает, с кем из операторов он проводил переговоры: «Не имеет смысла говорить с кем общались, все равно ни с кем не договорились».

6 простых шагов: как импортозаместить решения в сфере информационной безопасности
Импортозамещение

Идея «Атласа» заключается в предоставлении активным интернет-пользователям пакета бесплатных услуг связи: 100 минут местных исходящих вызовов, 100 исходящих SMS и 1 ГБ интернет-трафика. Превышение включенных в бесплатный пакет услуг пользователям придется оплачивать в соответствии с избранной бизнес-моделью freemium.

Однако, основную выручку «бесплатный оператор», по замыслу создателей, должен получать не от абонентов за связь, а за рекомендательные услуги от своих клиентов - интернет-сервисов. В конце 2013 г. Евгений Гордеев полагал, что побуждение абонентов «Атласа» к использованию платных интернет-сервисов и биллинг их платежей будет приносить «бесплатному оператору» около $40 в месяц от каждого четвертого абонента. При этом себестоимость предоставляемого им пакета бесплатной связи, по словам Гордеева, составит i100-150.

Для доведения таргетированных рекомендаций до абонента Гордеев планировал использовать как рекламные объявления (например, при показе абоненту остатков на счете), так и систему скидок и промокодов.

Осенью 2013 г. предполагалось, что инвестиции в «Атлас» в первый год его существования должны составить примерно $2 млн: $1 млн потребуется на запуск пилотного проекта, и $1 млн на его работу в первый операционный год. Первым инвестором должен был выступить фонд самого Гордеева Russian Ventures, к которому ожидалось присоединение «дружественных фондов». После привлечения дополнительных инвесторов, Russian Ventures планировал оставить за собой долю не менее 51%.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Фонд Russian Ventures, где работает управляющим партнером Евгений Гордеев, известен, в частности, инвестицией и развитием проекта Pluso, сервиса предоставляемых сайтам «социальных кнопок» для расшаривания страниц в социальные сети. С помощью установленных кнопочных блоков Pluso его разработчики собирают статистику посещаемости ресурсов.

Владислав Мещеряков