Разделы

Lifehack (Old) Маркет

Онлайн-торговля уходит в социальные сети

Объем онлайн-торговли в России составил около $20 млрд. Наибольшая доля рынка приходится на фэшн-сегмент, причем лучше всего модные товары продаются в социальных сетях. Эксперты считают, что по мере движения в сторону соцсетей потребности в ИТ у ритейлеров могут измениться.

В конце 2014 г. объем онлайн-торговли в России составил около $20 млрд. Одним из лидирующих стал fashion-сегмент – одежда, обувь, аксессуары, ультрамодные предметы интерьера. Причем лучше всего модные вещи продаются не в бутиках и крупных универмагах, а в социальных сетях. Многие продавцы, выбирающие такой способ продаж, не имеют даже интернет-магазинов. При минимальных издержках на рекламу, маркетинг, аренду помещений предприниматели получают многотысячную лояльную аудиторию и большой объем потенциальных клиентов. Однако такой подход может повлиять на ИТ-потребности ритейлеров.

Все большую популярность приобретают ИТ-решения для «прослушивания» социальных сетей. Сергей Осипов, директор по специальным проектам компании MAYKOR-GMCS, считает, что отслеживать эффективность продаж через социальные сети ритейлерам помогут BI-системы, но это не единственный полезный инструмент. «Чтобы управлять коммуникациями в социальных сетях, ритейлерам стоит обратить внимание на инструменты social listening. Большинство промышленных ИТ-решений для ритейла уже поддерживает интеграцию с социальными сетями. Тем не менее, превратить социальные медиа в мощный инструмент продаж, маркетинга и управления лояльностью покупателей нельзя только лишь ИТ-средствами – бизнес должен подготовиться к таким преобразованиям – выделить и обучить людей, перенастроить внутренние процессы», – комментирует эксперт.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на фэшн-сегмент в России приходится около 13% рынка, а в ближайшие три года он будет расти на 5–20% в год. Аналитики посчитали, что конверсия интернет-магазина (отношение общего числа посетителей сайта к числу посетителей, выполнивших целевые действия) варьируется от 1,2 до 1,4%, тогда как конверсия аккаунта в социальной сети – 2–2,5%.

Эксперты объясняют популярность онлайн-продаж в соцсетях минимальными «входными» издержками и возможностью работы по предзаказу, что снижает затраты на закупку товара. Значительную роль также играют меньшие рекламные затраты на привлечение покупателей. Работа в социальных сетях происходит в основном за счет контент-маркетинга: очень важным является изображение продукции, живые реальные съемки, настоящие модели, отзывы о работе.

Цифровые новинки ВТБ: от биометрии для веб-версии до банка в Telegram
ИТ в банках

Интернет-магазин одежды Lamoda начала активно использовать социальные сети с момента основания. Как рассказал CEO Lamoda Нильс Тонзен: «В первую очередь для нас это способ коммуникации с клиентами. Сегодня в соцсетях происходит все неофициальное общение. Мы отвечаем на вопросы и интересуемся мнением людей, обсуждаем различные темы: мода, красота, сервис, события в шоу-бизнесе и так далее – в общем, делимся тем, что интересно всем нам, и прислушиваемся к откликам клиентов». Глава компании особенно выделяет социальную сеть Instagram, которая, по его мнению, позволяет охватить аудиторию, ориентированную на моду и шоу-бизнес. Там компания делает фокус на работе собственных стилистов: выкладываются фото со съемок, работы своей фотостудии и fashion-подборки, сделанные специально для соцсетей.

Развитие торговли в социальных сетях привело к тому, что в интернете появились серьезные бренды, которые еще несколько лет назад начинали как небольшие группы. Наибольшей популярностью пользуется дизайнерская российская одежда и предметы интерьера из категории hand made. Многие создатели крупные брендов в результате не собираются переходить на традиционный формат продаж и менять стратегию развития.