Спецпроекты

МТС избежала наказания за платные входящие SMS

Телеком Бизнес Мобильная связь Контент Законодательство
Защитники прав потребителей проиграли иск к МТС, требуя запретить оператору осуществлять платные SMS-рассылки. Суд посчитал, что присылаемые контент-провайдерами сообщения не являются входящими вызовами, а потому не обязаны быть бесплатными.

Таганский районный суд Москвы отклонил иск Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) к оператору «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Иск подавался в интересах неопределенного круга лиц с требованием запретить оператору взимать плату за входящие SMS-сообщения. Поводом для иска стали жалобы от абонентов, поступающие в общество из-за получения платных SMS-подписок от контент-провайдеров, с которыми пользователи не имели договора.

По мнению ОЗПП, контент-провайдеры, рассылающие такие SMS-сообщения, являются абонентами оператора, а сообщения от них – входящими вызовами, взимать деньги за которые нельзя в соответствие со ст. 54 Закона «О связи» (поправки к статье были приняты в 2006 г.). Отметим, что «Вымпелком» также доверяет своим партнерам осуществлять платные SMS-подписки, а вот у «Мегафона» пока такой практики нет.

В МТС претензии ОЗПП назвали некорректными. «Во-первых, необходимо различать "абонентское" SMS-сообщение и услугу доступа к сервису контент-провайдера, которая может быть технически реализована, в том числе, через входящее SMS-сообщение, содержащее заказанный абонентом контент, - заявили в компании. - Соответственно, применять к таким сообщениям статью закона о бесплатных входящих вызовах в принципе неверно».

Во-вторых, взимание средств без соответствующих запросов со стороны абонентов и так нарушает условия договоров с контент-провайдерами, добавили в компании. «При выявлении подобных нарушений мы применяем к тем, кто их использует, штрафные санкции», - заверил представитель МТС. Суд принял сторону ответчика, хотя мотивировочная часть решения еще не озвучена.

В ОЗПП не согласны с вынесенным решением и намерены его обжаловать. «В суде от представителей МТС мы узнали много нового о Законе «О связи», например, если у пользователя нет SIM-карты, значит, он не является абонентом, - говорит председатель общества Михаил Аншаков. - Но при звонке, например, с таксофона человек тоже не использует SIM-карту, что не мешает рассматривать его как абонента». Не согласен Аншаков и с утверждением, что подписки на платные SMS-рассылки осуществляются только с согласия абонента. «Даже среди сотрудников нашего офиса были такие случаи: приходили SMS-сообщения с вопросом «Скучаешь?», и, независимо от ответа, человек оказывался подписанным на платную рассылку», - жалуется председатель ОЗПП.

«К сожалению, иски в интересах неопределенного круга лиц необходимо подавать по месту регистрации ответчика, то есть в данном случае в Таганский районный суд, - отмечает Михаил Аншаков. - Очевидно, что юристы МТС хорошо знакомы с местными судьями, поэтому выиграть такие иски бывает сложно». Ранее ОЗПП проиграла иски против МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» поданные в соответствующие районные суды относительно неверного информирования покупателей при приобретении iPhone. Впрочем, год назад обществу удалось таки выиграть один иск к МТС в Таганском суде – о необходимости осуществлять гарантированный ремонт телефон без предъявления кассовых чеков.