Разделы

Интернет Веб-сервисы

Amazon: первая прибыль, она же убытки

После того, как корпорации eBay и Yahoo! опубликовали квартальные и годовые отчеты, рынок электронной коммерции США замер в ожидании события, которое, по праву, могло оказаться знаковым для развития всей индустрии, – лидер В2С-сегмента рынка e-commerce, интернет-магазин Amazon.com, должен был объявить о получении первой за всю историю своего существования операционной прибыли. И объявил.
Amazon.com известен как проект, весьма преуспевший в поисках источников инвестиций, и именно поэтому его вероятный выход на уровень рентабельности воспринимался участниками рынка как знаковое событие, призванное убедить инвесторов в том, что дот-комы по-прежнему являются привлекательными объектами для вложения капитала.

Ажиотаж вокруг конференции для инвесторов, на которой должны были быть объявлены результаты четвертого квартала, нагнетался в течение всей прошлой недели, в чем Amazon.com изрядно помогли ведущие онлайновые издания. Вчера, 21 января, уже с 10 часов утра по московскому времени на корпоративном сайте портала Amazon.com были доступны видео-фрагменты данной конференции, однако официального пресс-релиза не было до самого вечера.

Как и ожидалось, Amazon.com не подвел рынок. Прибыль корпорации без учета выплаты налогов, затрат на амортизацию и обслуживание прочих небалансовых издержек составила $35 млн. или $0,09 в расчете на 1 акцию. Чистая прибыль корпорации составила $5 млн. или $0,01 на 1 акцию. В сравнении с аналогичными показателями прошлого года эти результаты действительно впечатляют: так, по итогам 4 квартала 2000 г. убытки составили $90 млн. или $0,25 на 1 акцию.

Совокупный объем продаж Amazon.com по итогам квартала составил $1,12 млрд, что на 15% превышает аналогичный показатель 2000 г. в $972 млн.

Впрочем, радость за успехи Amazon.com разделяют не все рыночные аналитики. Проблема заключается в том, что прибыль, представленная корпорацией носит так называемый "формальный" характер. Т.е., если смотреть правде в глаза, крупнейший интернет-магазин по-прежнему остается убыточным. Многомиллионная внешняя задолженность компании, а также постоянная необходимость латания бюджетных "дыр", связанных с поглощением множества меньших конкурентов, не оставляет Amazon.com надежд на рентабельность в обозримом будущем. Задача, стоящая перед корпорацией сегодня, заключается в том, чтобы убедить инвесторов в наличии эффективного бизнес-механизма, составляющего ядро корпорации и позволяющего гарантировать получение прибылей в дальнейшем. Если инвесторы поверят в перспективы Amazon.com, магазин не столкнется с недостатком инвестиций на погашение своей задолженности.

Именно из этих соображений Amazon.com объявила о получении формальной прибыли в размере $59 млн. Этот показатель был рассчитан на основе базовой прибыли в $35 млн., а также суммы осуществленных выплат по процентам. Очевидно, что $5 млн., заявленные в качестве чистой прибыли, также не планируется выплатить в виде дивидендов. Скорее всего, эти средства также будут направлены на решение проблем внешней задолженности.