Разделы

ПО Софт Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

США взялись менять системы управления самолетами. Многие из них непрерывно эксплуатировались 60 лет

Федеральное управление гражданской авиации США внезапно решило отказаться от дискет и Windows 95 в системах управления воздушным движением. Устаревшие ПО и «железо» использовались в гражданской авиации этой страны десятилетиями, но как только британские СМИ осветили проблему, США резко зашевелились и взялись за модернизацию.

Лучше поздно, чем никогда

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) откажется от использования дискет в системах управления воздушным движением. Древняя операционная система Windows 95, вышедшая в далеком 1995 г., тоже постепенно будет выведена из эксплуатации, пишет Tom’s Hardware.

Дискеты – это совершенно бесполезный в 2025 г. вид носителя информации, вмещающий по современным меркам ничтожно малое количество данных. Например, на обычную 3,5-дюймовую дискету не поместится даже фотография с iPhone, сделанная в хорошем качестве, так как ее объем составляет всего-навсего 1,44 МБ. В настоящее время дискеты не выпускаются нигде в мире. Крупнейшие их производители остановили конвейер много лет назад – Sony, к примеру, сделала это в 2011 г.

Windows 95 – это 30-летняя ОС, известная как одна из самых глючных в «коллекции» Microsoft. Она не поддерживается с декабря 2001 г., то есть почти четверть века, и современные устройства неспособны работать на ней – нет драйверов.

Много лет назад дискеты были самыми передовыми носителями информации. В 2025 году это лишь пережиток прошлого

Некоторые из систем управления воздушным движением США невероятно устарели. FAA развернула шесть таких систем 60 лет назад. 40 из этих систем 30-летние, и их тоже нельзя назвать современными. 72 системы эксплуатируются более двух десятилетий. Чем старше системы, тем меньше знакомых с ними специалистов, способных обслуживать их. Мало кто готов тратить свое время и обучаться работе с системами, которые старше их самих на многие десятилетия и давно и бесповоротно устарели.


Влияние СМИ

Проблема использования FAA совершенно устаревших технологий, как аппаратных, так и программных, в начале весны 2025 г. стала достоянием общественности. Как сообщал CNews, ее осветило, в числе прочих, авторитетное британское издание The Register, основанное в 1994 г.

Спустя три месяца глава Федерального управления гражданской авиации обозначил амбициозную цель по модернизации всей системы управления воздушным движением США и приведению ее в соответствие с требованиями XXI века. Как быстро получится провести столь масштабную модернизацию, неизвестно, но большинство диспетчерских вышек в США до сих пор используют бумажные носители и дискеты для обмена информацией.

Впрочем, как пишет Tom’s Hardware, наверняка техническая отсталость спасла FAA от всемирного сбоя ПК на базе Windows в июле 2024 г. вызванного ИБ-компанией CrowdStrike, который имел огромные глобальные последствия.

Слова есть, дел пока не видно

«Вся идея заключается в том, чтобы заменить систему. Больше никаких дискет или бумажных полосок», – заявил исполняющий обязанности администратора FAA Крис Рошело (Chris Rocheleau) Комитету по ассигнованиям Палаты представителей 4 июня 2025 г.. Министр транспорта США Шон Даффи (Sean Duffy), в свою очередь, говоря о модернизации FAA и ее систем, заявил: «Это самый важный инфраструктурный проект, который у нас был в этой стране за десятилетия. Все знают, что мы должны это сделать».

Не клонировать, а развивать — российская компания успешно заменила SharePoint
Маркет

Авиационная промышленность создала коалицию, выступающую за модернизацию систем управления воздушным движением под названием «Современное небо» (Modern Skies).

Однако обновление этих систем – далеко не самая тривиальная задача, и простой покупки самых современных ПК для этого будет недостаточно, отмечает Tom’s Hardware. Прежде всего, некоторые из этих систем в принципе никогда нельзя выключать, потому что это критически важно для безопасности. Помимо этого, обновленная инфраструктура FAA должна быть устойчива к взлому и другим уязвимостям, поскольку даже одно нарушение может парализовать всю страну, что будет стоить времени, денег и жизней.

Сэкономить деньги

Федеральное управление гражданской авиации США разослало различным ИТ-компаниям запрос на подключение к программе модернизации в качестве поставщиков и интеграторов оборудование. Даффи подсчитал, что проект будет завершен через четыре года и обойдется в десятки миллиардов долларов, но ряд экспертов считают, что эти сроки слишком оптимистичны, пишет TechSpot.

Сейчас FAA вкладывает крупные суммы в поддержание своих старых систем управления гражданской авиацией в рабочем состоянии, ведь они должны функционировать в режиме 24/7/365, то есть круглосуточно и без выходных. Тем не менее, возраст техники в конечном итоге даст о себе знать, независимо от того, сколько вложено в ее ремонтирует и обслуживание, отмечает Tom’s Hardware.

Геннадий Ефремов