Англия готовит дорогостоящий «ответный киберудар» по России
Великобритания реализует 5-летнюю стратегию кибербезопасности, которая обойдется правительству в $2,3 млрд. Главной угрозой считается Россия. Министр финансов и директор MI5 обещают защитить королевство с помощью «ответных ударов».
Заявления Хэммонда и Паркера
Правительство Великобритании выделило $2,3 млрд на развитие стратегии информационной безопасности в течение следующих пяти лет. Об этом заявил министр финансов Филип Хэммонд (Philip Hammond), который пообещал, что все, кто нападет на его страну в киберпространстве, получат «ответный удар».
В то же время Эндрю Паркер (Andrew Parker), глава разведывательной службы MI5, сообщил, что Россия является растущей угрозой для безопасности Великобритании, поскольку применяет кибератаки, чтобы угрожать промышленности, экономике и военной мощи королевства.
Паркер утверждает, что Россия «использует все свои государственные органы и ведомства, чтобы осуществлять за границей международную политику во все более агрессивной манере — включая пропаганду, шпионаж, диверсии и кибератаки». Глава MI5 сообщил, что противостоять таким угрозам — работа его ведомства.
«Активная позиция» Хэммонда
По словам Хэммонда, ИТ-системы Великобритании стали особенно уязвимы потому, что население пользуется подключаемой к интернету бытовой техникой, а компании полагаются на устаревшие системы. Хэммонд призывает соотечественников занять «активную позицию» по отношению к проблеме.
Частью «активной позиции» должен стать закон, по которому правоохранительные органы и спецслужбы получат более широкий доступ к коммуникациям. Этот закон правительство Великобритании собирается продвигать в парламенте.
Кибероборону королевства возглавит Национальный центр кибербезопасности, который в следующем году получит новый штаб в Лондоне и штат в 700 человек. Хэммонд также призывает компании и университеты тесно сотрудничать с правительством по вопросу кибербезопасности.
Игра на государственном уровне
По словам Дмитрия Гвоздева, генерального директора российской компании «Монитор безопасности», в условиях роста напряженности между Россией и западными партнерами, публично высказываемые опасения — это элемент политической игры. Эксперт не считает, что именно сейчас активность россиян в киберпространстве вышла на какой-то качественно новый уровень, просто данная тема попала в фокус внимания политиков.
Безусловно, спецслужбы России ведут какую-то активность в сети, полагает Гвоздев. И Великобритания в числе прочих стран может быть ее целью. Но вряд ли речь идет об акциях «русских хакеров», получивших широкую огласку и, вероятно, послуживших почвой для опасений британцев.
По наблюдениям эксперта, раньше Великобритания тратила на защиту государственных информационных ресурсов порядка $370 млн в год. Но в 2015-2016 гг. был принят ряд решений по увеличению государственных расходов на кибербезопасность в широком смысле слова — включая не только оборонительные, но и наступательные действия.
Ответные удары
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
Гвоздев отмечает, что пока что основные боевые действия в киберпространстве связаны в основном с обнародованием какой-либо закрытой информации. О настоящей кибервойне с атаками на элементы инфраструктуры производственных центров и дестабилизацией ИТ-комлексов крупных городов речь не идет.
Заявление Хэммонда об «ответных ударах» носит ярко выраженный политический характер, полагает эксперт. Таким ударом может стать публикация какой-либо переписки, телефонных разговоров или иной информационный вброс, что вряд ли будет иметь какие-то действительно катастрофические последствия для России.