Изучение поведения австралийских водителей показало, что разговоры по телефону за рулем увеличивают в 4 раза вероятность попадания в серьезные аварии. Причем этот показатель не зависит от того, говорит ли водитель, держа телефон в руке, или использует гарнитуруhands-free («свободные руки»).
Исследование, результаты которого опубликованы в The British
Medical Journal, по утверждению авторов, первое, в котором были сведены реальные данные об автокатастрофах и записи звонков по сотовым телефонам. Это также первое нелабораторное исследование, показывающее
бесполезность hands-free с точки зрения безопасности движения.
В США подобные исследования проводились на добровольцах, которые соглашались, чтобы их поведение за рулем записывалось на видео, поскольку данные журналов сотовой связи конфиденциальная информация, которую нельзя получить открыто. Австралийским исследователям удалось получить разрешение на проверку журналов
звонков 744 водителей, попавших в аварию в городе Перт (Perth), где закон требует от водителей пользоваться hands-free за рулем. Данные о времени аварии и разговоре по телефону затем были сопоставлены. Также были проверены те же временные интервалы в дни до аварии, чтобы вычислить показатель увеличения риска. Кроме того, проводился опрос жертв автокатастроф в трех больницах города Перт в течение двух лет с 2002 по 2004 гг. У пострадавших спрашивали, есть ли в машине hands-free и как часто они им пользовались.
В результате был сделан вывод, что устройства hands-free не дают преимущества в безопасности. Исследование показало опасность разговора, вне зависимости от того, как он ведется. В любом случае, при
разговоре отвлекается внимание.
Авторы доклада предлагают решение проблемы, которое многим вряд ли понравится: изменить мобильные телефоны так, чтобы их нельзя было использовать во время движения транспортного средства.