Разделы

Безопасность Интернет Веб-сервисы

Napster: от пиратства к легальному успеху

Музыкальная файлообменная сеть Napster, однажды закрытая за пиратство, «переродилась» в один из самых успешных легальных сервисов по продаже музыки в интернете. Президент компании, Брэд Дью (Brad Duea), в интервью ВВС News, рассказал о развитии музыкального рынка.

Последние два года мировая музыкальная индустрия начала преображаться за счет онлайновых сервисов, таких как iTunes, Napster и другие. Люди стали чаще покупать музыку в интернете, хотя пиратство по-прежнему процветает. Услугами Napster пользуются порядка 410 тысяч человек, которые платят £14,95 в месяц за доступ к коллекции из 1,5 миллионов музыкальных записей. Став крупнейшей файлообменной сетью, Napster был закрыт за то, что пользователи обменивались в ней пиратскими материалами, но бренд остался, и позволил построить новую компанию.

Сейчас объем мирового музыкального рынка достигает $33 млрд. в год. В первом полугодии 2005 г., онлайновая доля рынка достигла 5%. Два года назад в интернете было немного музыкальных магазинов с лицензионными записями. Сейчас их около 300. По словам Дью, онлайновая индустрия музыки будет «расти взрывными темпами в течение следующих двух лет».

Продавцы компакт-дисков больше всех озабочены ростом онлайновых музыкальных сервисов: некоторые обозреватели предсказывают в ближайшем будущем интернету большую долю рынка, чем обычным магазинам. Дью считает, что для сотен тысяч людей покупка музыкальных записей в онлайне уже стала более предпочтительной: «Потребители могут найти в интернете больше музыки, чем это возможно в розничном магазине, даже в мегамаркете». Продажа музыки в онлайне, по мнению Дью, может преобразить все стадии музыкального производства и потребления — начиная от артиста, и заканчивая меломаном.

По мнению Дью, обмен списками песен, доступ к более чем миллиону песен и возможность носить с собой сразу десятки тысяч — огромное преимущество сервиса Napster по сравнению с обычными магазинами: «Если вы подписчик, то вы можете слушать последние диски и никогда не приобретать плохой компакт-диск, где только одна хитовая песня, а все остальное — ерунда».

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

У сервиса iTunes от Apple — другая модель. Здесь нет подписки, а каждая песня или альбом продаются отдельно. Хотя iTunes и продала полмиллиарда песен, Дью критикует своего конкурента за такой подход. Глава Apple Стив Джобс, по словам Дью, «обманул людей, заставив их покупать аппаратную ловушку» — песни с iTunes могут быть проиграны только на iPod. Стоит отметить, что iPod проигрывает все MP3-файлы, кроме тех, которые защищены от копирования системами конкурирующих магазинов. «Моя мечта, чтобы Napster работал на любом ПК, плеере и территории, и это было бы незаметно», — сказал Дью.

У Napster есть недостаток, за который его критикуют: приобретая подписку, пользователь не может владеть музыкой. По истечению срока подписки, файлы больше не играют. Дью считает, что это не главное, и даже владельцы кассет были вынуждены снова покупать записи на новых носителях.

Дью раскритиковал индустрию, которая не спешит переходить с физических носителей на цифровые: «Все еще есть люди с близорукими взглядами на музыку, опасающиеся, что цифра съест их дойную корову — бизнес розничной продажи „пластика“».