Наука Маркет

У астрономов появился гравитационный телескоп

Как сообщает Space, группа астрономов из университета Джона Хопкинса использовала для поиска протогалактик, сформированных в течение первого миллиарда лет существования Вселенной, естественные «космические линзы», образованные сверхмассивными скоплениями материи.

Результаты исследований были представлены руководителем группы проф. Холландом Фордом (Holland Ford) на заседании Американского астрономического общества, в Калгари, Канада.

Спектроскопические наблюдения ученых стали возможными благодаря гравитационной фокусировке — отклонению световых лучей в результате деформации пространства вблизи массивных космических объектов, таких, как скопления (кластеры) галактик.

Эффект искажения пространства и времени гравитационным полем был предсказан еще Эйнштейном. Гравитационная фокусировка, вызванная сверхскоплениями галактик, является одним из самых убедительных подтверждений теории относительности.

Удаленные галактики, расположенные позади фокусирующих масс, кажутся увеличенными по сравнению с их нормальными размерами в 50–100 раз в зависимости от местоположения галактики и распределения массы в пределах скоплений. Крупные скопления галактик, таким образом, являются гигантскими космическими телескопами, позволяющими астрономам находить и изучать очень далекие галактики, которые иначе были бы совершенно недоступны для наблюдений.

«Для развития современной космологии чрезвычайно важно знать, когда сформировались первые галактики, какова была их светимость при рождении и как первичные галактики превращались в большие, зрелые галактики, подобные нашему Млечному пути, — комментирует проф. Форд. — Наша команда специально занимается поиском протогалактик, возраст которых меньше миллиарда лет. Несмотря на то, что сами галактики являются молодыми, свет от них до Земли идет более 12 млрд. лет».

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Молодые галактики расположены настолько далеко, что их спектр имеет очень сильное смещение в сторону красных длин волн, поэтому их трудно непосредственно обнаружить с помощью ACS-камеры (Advanced Camera for Surveys) космического телескопа «Хаббл». Для поиска этих объектов была использована комплексная методика. Одни и те же галактики сначала исследовались при помощи инфракрасных датчиков крупнейших наземных телескопов VLT, Magellan и Gemini, наиболее приспособленных для этих целей. Полученные результаты сравнивались потом с гравитационно фокусированными снимками телескопа «Хаббл».

Используя эту технику, группа астрономов исследовала окрестности 14-ти фокусирующих кластеров. В результате были обнаружены три ярких галактики, которые, возможно, являются самыми молодыми и самыми удаленными объектами ранней Вселенной, обнаруженными на сегодняшний день.

Если эти результаты будут подтверждены последующими наблюдениями, ученые получат в свое распоряжение новый мощный инструмент для исследования ранних этапов формирования Вселенной.