СПО поможет России не отстать от мира
Одно из очевидных преимуществ ПО с открытым кодом – радикальное снижение порога вхождения при создании сложных программных систем. Сегодня любой энтузиаст может, вооружившись документацией и временем, "с нуля" собрать из исходных текстов полноценную операционную систему. До появления Linux представить себе такое было невозможно.Open Source снижает барьеры, упрощает доступ и заимствование передовых технологий от ведущих мировых университетов и лидеров ИТ-индустрии. Это означает, что у тех стран, которые в настоящее время играют второстепенную роль на мировом рынке ИТ или вообще на нем не представлены, вдруг появляется возможность разом ликвидировать технологический разрыв и начать производить программное обеспечение мирового уровня.
Так дело представляется в теории. Но на практике все оказывается существенно сложнее, и вопреки ожиданиям многих правительств – от Евросоюза до России – ПО с открытым кодом пока не позволило существенным образом изменить ситуацию на глобальном рынке программного обеспечения. Причем Соединенные Штаты, где государственной поддержке свободного программного обеспечения уделяется сравнительно мало внимания, удивительным образом остаются лидером рынка не только проприетарного, но и свободного ПО – и это касается не только “старых" Open Source-поставщиков, но и новых компаний, большая часть которых возникает именно в США. Чем можно объяснить такой парадокс?
Период | Сумма сделок, долл. | Количество инвестиционных сделок |
2009 | 375,4 млн | 67 |
1997-2009 | 3,6 млрд | 453 |
Источник: The 451 Group, 2010
На самом деле, нет ничего удивительного в том, что страны, сделавшие ставку на Open Source, не смогли в течение нескольких лет "догнать и перегнать" американскую ИТ-индустрию. Следует четко понимать, что успех американской инновационной модели основан на нескольких факторах, из которых доступ к технологиям – фактор важный, но не единственный. Не менее важными являются американская система венчурного финансирования, позволяющая без особых усилий найти деньги для перспективных проектов, относительная простота и прозрачность ведения бизнеса, а главное – колоссальная емкость и диверсифицированность американского рынка ИТ, где существует коммерческий спрос на технологии, которые в России (да и в Европе тоже) представляются лишь любопытными, но бесполезными диковинками.
Слабость местных рынков
Ограниченность и неразвитость локального рынка является наиболее значимым препятствием, с которым приходится иметь дело российским (а также европейским, бразильским, китайским и др.) разработчикам свободного ПО. Очевидно, что доступ к современным технологиям эту проблему не решает – стимулирование локального спроса на инновационную продукцию, в том числе на программное обеспечение, – это немаловажное, но вполне самостоятельное направление государственной политики, требующее разработки отдельных подходов1.
Итак, сравнительная отсталость рынка – главный тормоз, не позволяющий правительствам стран мира в полной мере воспользоваться свободным ПО для того, чтобы занять достойное место на мировом ИТ-рынке. Однако отсутствие того оперативного простора, которым наслаждаются американские компании, отнюдь не означает, что инновационная деятельность на рынке программного обеспечения за пределами США невозможна. Следует лишь трезво оценивать ограничения и выбирать те проекты, которые могут стать успешными в условиях местного рынка.
Именно с точки зрения того, насколько участникам проекта удалось воспользоваться региональными преимуществами и удовлетворить специфические региональные потребности, следует оценивать исследовательские проекты в области ПО с открытым кодом, которые ведутся в странах Европы и Латинской Америки.
Направление первое: специфические потребности местного госсектора
Из всех возможных сценариев государственного участия в развитии Open Source наиболее понятен тот, в котором государственные учреждения разрабатывают и публикуют на условиях Open Source-лицензий программы, которые нужны им самим. Подобный шаг, разумеется, оправдан лишь в тех случаях, когда опубликованная программа представляет потенциальный интерес для других учреждений государственного сектора. В противном случае создание бесперспективного Open Source-проекта будет лишь неэффективной тратой государственных средств.
Один из примеров успешного сотрудничества государственных учреждений в ходе решения общих задач — проект PloneGov, посвященный созданию инструментов для разработки государственных веб-сайтов на базе свободной CMS Plone. Изначально проект был инициирован бельгийскими учреждениями публичного сектора, однако впоследствии к нему присоединились участники из стран Европы, обеих Америк и Африки. Глобальное сообщество PloneGov делится на несколько региональных сообществ: бельгийское CommunesPlone, швейцарское Plonegov.ch, баскское UdalPlone. Сегодня в рамках проекта PloneGov разработано уже более 15 специализированных модулей, предназначенных для удовлетворения потребностей муниципальных органов власти. Это позволяет муниципальным органам западных стран получать "из коробки" практически готовый к запуску функционально завершенный веб-сайт без каких-либо лицензионных отчислений.
В рамках французского портала Adullact удалось объединить усилия французских учреждений государственного сектора (прежде всего, муниципалитетов) по созданию востребованного в госсекторе программного обеспечения. Сегодня проект Adullact представляет собой репозиторий специализированного ПО, где опубликовано 473 проекта. Из них наиболее примечательна программная среда Open Mairie ("Открытая мэрия"), в рамках которой удалось объединить около 20 программ, направленных на удовлетворение типовых нужд муниципалитетов. В их числе есть программы для управления ресурсами муниципалитета, для организации кампаний по вакинации, для проведения выборов, для организации земельного учета, кладбищного хозяйства и др.
1 Один из таких подходов в применении к рынку программного обеспечения – ограничение государственных закупок программного обеспечения исключительно теми наименованиями, которые следуют принятым в мировой ИТ-индустрии открытым стандартам. Это позволит избавиться от закупки явно устаревших технологий, заставит российских разработчиков ПО – как свободного, так и проприетарного – активнее интегрировать новые идеи в своих программах, увеличит долю российских разработчиков в консорциумах по разработке стандартов, повысит конкурентность российского рынка ПО.