Сергей Карпов: Бизнес все больше зависит от СХД
Системы хранения данных переживают бум. По оценкам аналитиков, рост этого сегмента в России за текущий год составит около 20-30%. О состоянии на отечественном рынке СХД, о новинках компании и ее дальнейшем развитии в интервью CNews рассказал глава представительства Hitachi Data Systems в СНГ Сергей Карпов.CNews: Назовите, на ваш взгляд, самые злободневные проблемы хранения данных.
Сергей Карпов: Весь мир говорит одно слово – ILM, Information lifecycle management. Это некоторый маркетинговый флаг, который стратегически определяет, куда идет рынок. Эта концепция жестким образом различает определение данных и информации. В настоящий момент нет готовых решений по управлению жизненным циклом информации, которые заказчик может применять. Ассоциация SNIA говорит, что есть пять шагов, как прийти к тому, чтобы построить технологии, основанные на ILM. На сегодняшний день производители СХД могут предложить решения, соответствующие только первому и второму шагам концепции ILM SNIA.
Сергей Карпов: Единственным способом корректно и эффективно управлять инфраструктурой хранения является подход, основанный на стандартах
По определению SNIA, информация – это данные, которые положены в некоторый контекст. Поэтому когда мы говорим про управление циклом информации, мы должны понимать контекст, в котором данные размещены. Понимая, что эти данные описывают, к чему они приложены, о чем они говорят, мы переходим к управлению информацией. И здесь начинается первая проблема. Потому что СХД – это инфраструктура, которая не понимает содержимого данных, и проблема управления жизненным циклом информации на сегодняшний день заключается в том, что нет типовых классов информации, для которых прописано, насколько она является ценной, в зависимости от ее срока жизни. С другой стороны, сейчас существуют простейшие алгоритмы, которые позволяют управлять в автоматизированном режиме, например, информацией электронной почты. Также сейчас существуют некоторые наработки по управлению документооборотом. Однако каждый раз, когда вы сравниваете два различных предприятия, может быть, даже из одной индустрии, правила создания и управления документами в них могут быть диаметрально противоположны.
Кроме того, ILM как концепция важна для очень больших предприятий. Затраты, планирование, внедрение - это задача для компаний, у которых экономический выход от управления громадным объемом информации будет видимым. В контексте критичности остановок в работе для предприятий малого бизнеса, у последних есть гораздо более прозаические задачи. Это соответствие экономических аспектов в решении СХД задачам компании и ее возможностям. Такие классы решений у Hitachi есть, и они покрывают полный спектр потребностей современного предприятия. Сейчас Hitachi продвигает концепцию, которая называется Application Optimized Storage: мы предлагаем СХД, оптимизированные для приложений. Мы не называем наши решения ILM, поскольку считаем, что ILM не является панацей для всего рынка. Это некоторое ближайшее будущее, а нашим заказчикам нужно жить и работать сегодня.
Наша концепция Application Optimized Storage пытается связать требования со стороны приложения и транслировать их в требования к СХД по надежности, отказоустойчивости, обеспечению непрерывности работы этих приложений. И внутри этой концепции есть элементы ILM. Там есть, например, целые классы решений, которые позволяют управлять жизненным циклом данных. Там есть элементы, которые позволяют управлять жизненным циклом сообщений электронной почты, так как это наиболее типизированная на сегодняшний день информация. Application Optimized Storage включает в себя не только
ILM, но и целый набор более приземленных, но на сегодняшний день наиболее востребованных решений на рынке. Вот таков наш подход на сегодняшний день.
CNews: Известно, что Hitachi совместно с другими игроками рынка поддерживает стандарт SMI-S. С чем связано такое единодушие?
Сергей Карпов: SMI-S – это стандарт, который описывает интерфейс взаимодействия между компонентами СХД, как программными, так и аппаратными. С самого начала Hitachi говорила, что единственным способом корректно и эффективно управлять инфраструктурой хранения данных у заказчиков, особенно у больших, является подход, основанный на стандартах. Это важно, так как нет ни одного производителя всех четырех основных аппаратных компонентов СХД.
До недавнего времени многие ключевые игроки на рынке СХД проповедовали другой подход, который заключался в том, что они строили свою систему управления сетью хранения данных на основе закрытых интерфейсов и протоколов, которые сами разрабатывали. А эти четыре различных компонента, поставленных различными производителями, должны взаимодействовать и быть управляемы между собой. Поэтому необходимость стандартизации в управлении этими аппаратными компонентами и была поставлена Hitachi как главный принцип развития нашего программного продукта, который называется HiCommand. И об этом Hitachi говорит с 2001 года. Для нас было очень важно то, что SNIA в прошлом году выпустила специальный документ, в котором говорилось о том, что в индустрии хранения данных единственный эффективный способ развития управления распределенной сетью хранения данных есть следование стандартам SMI-S. Для нас это является некоторым конкурентным преимуществом, что подтверждает, что стратегия развития технологий Hitachi идет в правильном направлении.
CNews: 2006 год ознаменовался началом коммерческого использования жестких дисков с технологией перпендикулярной записи. Как себя чувствует Hitachi в этом направлении? Какова ваша позиция?
Сергей Карпов: Конечно же, как только диски выйдут на определенный уровень развития, они будут интегрированы в СХД Hitachi. На самом деле, на рынке назрела потребность в технологиях работы с очень большими дисками. Потому что драматическое увеличение емкости хранения данных на одном шпинделе приводит к тому, что физический выход одного диска из строя может привести к очень серьезным последствиям. Представьте себе, у вас появился диск, на котором хранится терабайт. Если такой диск ломается и данные на нем теряются, то необходимо эти данные каким-то образом восстанавливать. Сейчас технология, которая встроена в СХД, выполняет данную процедуру за очень долгий промежуток времени.
Первый шаг, который Hitachi сделала для решения этой проблемы, - внедрение новой технологии, которая позволяет сделать так называемую дисковый массив RAID-6. То есть, когда в RAID-группе находится два диска с кодами Parity, и выход одного диска из строя не требует запуска процесса перестройки на запасной диск с высшим приоритетом. Но этого явно недостаточно. Очевидно, что на рынок придут другие технологии, которые позволят решать эту проблему.