Разделы

ПО Свободное ПО

Насколько жизнеспособно коммерческое ПО с открытым кодом?

Когда разработка ПО с открытым кодом ведется компаниями, преследующими вполне прагматические цели, принято говорить о "коммерческом ПО с открытым кодом". Вместе с тем, бизнес-модели такого ПО сегодня еще только формируются, а некоторые критики отрицают саму жизнеспособность этой модели.

Далеко не каждый проект по созданию ПО с открытым кодом обладает коммерческими перспективами. Большинство прикладных программ с открытым кодом, ориентированных на индивидуальных пользователей (как, например, графический редактор Inkscape, программа для просмотра PDF-файлов evince, HTML-редактор bluefish и многие другие), изначально являются некоммерческими проектами: в таких случаях наиболее реалистичным способом монетизации затрат разработчика является не заключение коммерческих соглашений с пользователями, а привлечение пожертвований от индивидуальных пользователей, заинтересованных в развитии проекта.

Коммерческое и некоммерческое ПО

Такие программы мало привлекают инвесторов по вполне понятным причинам: они ориентированы не на прибыльный корпоративный рынок, а на скуповатых частных пользователей, заинтересованных в как можно более низкой (желательно – нулевой) стоимости приобретения ПО и чаще всего не готовых платить за услуги по поддержке. А вот если бизнес-план проекта предусматривает конкретные схемы извлечения прибыли с помощью корпоративных толстосумов, шансы такого проекта на получение инвестиций существенно возрастут.

Это объясняет, почему подавляющее большинство существующих сегодня коммерческих проектов в области Open Source ориентированы именно на корпоративных пользователей.

Концептуальная модель зависимости между числом проектов и бюджетом (для проприетарного ПО)*

* Распространяется на условиях Free Art License

Источник: Pentaho, 2007

Но коммерческие проекты по созданию ПО с открытым кодом обладают одной важной особенностью по сравнению с коммерческим проприетарным ПО. Если для последнего пользователи, не готовые платить, являются обузой и игнорируются, то для разработчиков коммерческого ПО с открытым кодом они являются ценнейшим ресурсом – основой сообщества. Эту разница хорошо представлена на графиках, составленных Джеймсом Диксоном, CTO компании Pentaho.

Концептуальная модель зависимости между числом проектов и бюджетом (для ПО с открытым кодом)*

* Распространяется на условиях Free Art License

Источник: Pentaho, 2007

Замглавы Минпромторга Василий Шпак в интервью CNews: Таких темпов роста нашей электронной отрасли не было никогда
импортонезависимость

Таким образом, коммерческое ПО с открытым кодом позволяет одновременно удовлетворить интересы как тех пользователей, которые не готовы вкладывать деньги в приобретение и поддержку проекта (их большинство), так и тех, кто может обеспечить коммерческую эффективность проекта.

Обеспечение разумного баланса между интересами этих двух групп пользователей – краеугольный камень бизнеса поставщиков коммерческого ПО с открытым кодом. Отсутствие привлекательного предложения для корпоративных заказчиков оставляет компанию без прибыли, в то время как отсутствие пригодного для эксплуатации продукта, доступного для свободного скачивания, оставляет компанию без сообщества и, таким образом, обессмысливает саму публикацию программы под Open Source-лицензией.

Бывший CEO компании MySQL Мартен Микос представил эту закономерность в следующей формуле, которая уже успела стать классической: "Есть люди, у которых много времени и которые не заинтересованы в том, чтобы платить деньги, а есть и другие люди, у которых много денег и которые не могут жертвовать временем. Мы пытаемся продавать что-то тем, у кого есть деньги и давать что-то тем, у кого есть время".

Джеймс Диксон придумал самую удачную аналогию для этой модели – так называемую "модель пчеловода". Пчелы – это участники сообщества, покупатели меда – заказчики, пчеловод – разработчик коммерческого ПО с открытым кодом. Самая прискорбная ошибка для пчеловода – начать путать пчел и заказчиков – их интересы и возможности различаются радикальным образом. Джеймс Диксон пишет: "Компании, бизнес которых основан на модели коммерческой разработки ПО с открытым кодом от единого поставщика существуют за счет посредничества между двумя группами потребителей: сообществом пользователей ПО с открытым кодом (в основе мотивации которых лежит взаимовыгодное сотрудничество) и участниками традиционного рынка (в основе мотивации которых лежат экономические выгоды).