Разделы

Бизнес Тендеры Инвестиции и M&A Финансовые результаты

Как заставить "Газпром" и нефтяников инвестировать в инновации? CNews консультирует государство

Агентство CNews Analytics по заказу одного из федеральных ведомств правительства РФ подготовило аналитическую записку "Стимулирование инновационной активности сырьевых корпораций". В ней показан опыт стран с экономикой, похожей на российскую, по стимулированию сырьевых отраслей промышленности к развитию инноваций. Также в исследовании предложены конкретные меры, которые могли бы способствовать этому процессу в российских корпорациях.

Что, на ваш взгляд, мешает российским сырьевым корпорациям больше инвестировать в НИОКР и становиться заказчиками инноваций в России?

Юрий Аммосов, научный руководитель Инновационного института при МФТИ:

Отсутствие инноваций в российских корпорациях – комплексная проблема, не имеющая однозначного решения. Проблемы с внедрением инноваций характерны для любой крупной корпорации. Инновация не является средством получения выгод непосредственно за счет ее появления: у нее всегда существует еще и деловое измерение. Технологическая инновация всегда должна сопровождаться деловой инновацией, чтоб приносить плоды.

Внедрение инновации, влияющей на выпускаемые продукты, для корпорации, являющейся игроком уже устоявшегося рынка, всегда сопряжено с разрушением ее существующего рынка и вторжением или созданием нового рынка. Если инновация не влияет на выпускаемый продуктовый ряд непосредственно, для ее усвоения корпорация должна, тем не менее, вносить существенные изменения в свои бизнес-процессы.

В России на это накладывается своя специфика. Большая часть крупных корпораций возникла вследствие приватизации уже существовавших производительных активов советской эпохи. Меньшинство компаний имеют предпринимательское происхождение, но, как правило, они либо воспроизводили бизнес-модели уже существовавшего в других странах бизнеса на тотально ненасыщенном рынке 1990-1999 гг., либо возникли вследствие изобилия дешевого финансирования и быстрого роста рынка в 1999-2007 гг. Во всех трех случаях, они работали на рынке, который был по сути неконкурентным и легко прощал ошибки в стратегии (что стало особенно очевидно в период кризиса 2008 г.).

С наступлением кризиса цена финансовых ресурсов возросла, и компании переключили усилия не на развитие и оптимизацию производства, а на стабилизацию своего финансового положения. Это не только психологическое, но и экономическое препятствие. Инновации требуют немалых стартовых капиталовложений и вложений в персонал, не считая возможного ущерба текущим денежным потокам за счет перестройки производства и смены продуктовой линии. Дефицит капитала и недоступность долгового финансирования – реальное препятствие инновационной деятельности.

В обоих случаях инновационная активность не воспринималась и не воспринимается как сколь-либо эффективная экономически. Когда все плохо, российскому предприятию инновации еще не нужны, а когда все хорошо, они ему уже не нужны. Состояние экономики во многом способствовало такому подходу.

Почему обучать сотрудников гораздо выгоднее, чем искать новых
бизнес-коммуникации

Более того, те из российских корпораций, которые пытаются внедрять инновации, сталкиваются напрямую с тем, что привычные методы создания продукта и его выведения на рынок перестают работать. Необходимость использовать иные процессы под руководством квалифицированных кадров в России усугубляется тем, что и знание этих процессов находится в зачаточном состоянии, а количество специалистов, способных его применить, ничтожно.

Необходимо отметить, что инновации в России всегда рассматривались как затратный предмет роскоши, а не как жизненно необходимая деятельность. Бюджет средней корпорации на инновационные цели никогда не превышал 5% от общего годового бюджета. Повышенные затраты на приобретение инноваций часто были вызваны только желанием менеджмента символически продемонстрировать потенциальным или существующим инвесторам инновационное поведение (например, при подготовке IPO считалось необходимым установить информационную систему от SAP).

Наконец, в России существует определенное культурное предубеждение против инноваций, связанное с неприятием резких изменений. Инновационный процесс по своей сути является революционным, инноватор неизбежно посягает на существующее положение дел и стремится его разрушить. Хотя российскому менталитету скорее присущи и любовь к риску, и стремление к быстрому развитию, в российской культуре существует мощное течение, абсолютизирующее любую стабильность и культивирующее страх перемен ("как бы чего не вышло", "инициатива наказуема", "им нужны великие потрясения" и др.).

Итак, перечислим основные системные и институциональные препятствия к инновациям в России – это низкая конкуренция, дефицит финансирования, кадровый дефицит, культурные препятствия и непонимание значения инноваций.