Разделы

Бизнес Цифровизация

Денис Елистратов: с пиратским ПО будут проблемы и в СМБ

Проблема легитимности используемого ПО все больше волнует российский бизнес. Нашумевшие уголовные дела и незащищенность бизнеса от проверок правоохранительных органов привели к тому, что сегодня о необходимости лицензироваться всерьез думают не только крупные компании, но и предприятия СМБ. В интервью CNews ИТ-директор одного из крупнейших операторов экспресс-доставки - компании Dimex - Денис Елистратов рассказывает об особенностях внедрения технологии управления лицензиями, возможных сложностях, путях их решения и результатах.

CNews: Чем была вызвана необходимость внедрения технологии управления лицензиями в вашей компании? Каковы реальные мотивы этого?

Денис Елистратов: Деятельность оператора экспресс-доставки - это одно из направлений работы логистической компании, только многократно усложненное курьерским характером услуг. Особенность состоит в том, что нет никаких графиков поставок, периодичности заявок, постоянных маршрутов. Время и адрес очередного заказа непредсказуемы, и решать вопрос пересылки каждый раз приходится в экстремально сжатые сроки. К тому же, экспресс-доставка подразумевает доставку грузов и отправлений "от двери до двери".

Мы вышли на рынок курьерских услуг в 1998 году. К концу прошлого года было открыто 36 офисов и более 200 представительств в различных городах России.


Денис Елистратов: Цивилизованный бизнес должен быть цивилизованным во всех проявлениях

А ведь при такой распределенности по стране значение надежного и бесперебойного функционирования информационного пространства трудно переоценить. Когда в других отраслях исполнение заказа задерживается из-за информационных сбоев, можно говорить о снижении качества работы. Если же подобное происходит в сфере экспресс-доставки, нивелируется сама услуга, суть которой и состоит в срочном решении поставленной задачи.

В процессе развития и увеличения потребности рынка в услугах доставки один за другим открывались новые офисы и представительства компании. Соответственно разветвлялась и усложнялась структура ИТ в соответствии с бизнес-процессами, и управлять информационными потоками становилось все труднее. В филиалах, расположенных по всей стране, ПО устанавливалось без четкого контроля. Целесообразность инсталляции того или иного программного продукта определялась существующей потребностью, без учета перспектив развития.

В итоге в разных офисах могли быть установлены совершенно разные программные пакеты. Учитывая немалые расстояния между офисами, несовместимость форматов данных становилась серьезным препятствием для оперативного обмена информацией. Кроме того, отсутствие четкой политики в ИТ приводило к неконтролируемым и очень часто нецелесообразным затратам на закупку ПО. Но самая главная проблема заключалась в том, что без стандартизации программных активов и централизованного управления ими любые глобальные улучшения информационной инфраструктуры просто невозможны − нельзя определить ни бюджет, ни технические параметры подобного проекта.

А между тем рост компании и соответственно увеличение объема информационных потоков ставили на повестку дня вопрос о новых, более эффективных ИТ-решениях. Поэтому было принято решение о внедрении каких-либо механизмов контроля. При консультационной поддержке ростовского представительства Microsoft и специалистов партнера-интегратора была внедрена технология управления лицензиями.

CNews: О необходимости быть прозрачными, эффективно управлять ресурсами и т.д. и т.п. говорят сегодня многие игроки, однако эти слова редко касаются ИТ-департамента. Почему так происходит на ваш взгляд? Какие сдвиги здесь можно отметить?

Денис Елистратов: Этот вопрос имеет три составляющих: появление рыночной экономики в России и ее "возраст", появление и развитие информационных технологий в бизнесе, уровень самого бизнеса.

На заре появления рыночных отношений ИТ отсутствовали в нашей стране как таковые. И те решения, что использовались в бизнесе (за редким исключением) представляли собой компьютер, являющийся по сути печатной машинкой на рабочем месте сотрудника. И соответственно, как были специалисты для обслуживания машинок, так и для обслуживания компьютеров стали появляться соответствующие люди – так называемые "системные администраторы", основной задачей которых было устранение каких-либо возникающих технических проблем.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

С течением времени и внутренние, и внешние бизнес-процессы усложнялись. Появлялись новые технологии и нужды клиентов. Все это потребовало осознания ИТ как важного инструмента для сопровождения бизнеса. Но это свойственно только крупным и средним компаниям.

Для малого бизнеса характерно отсутствие выделенного бюджета на развитие ИТ либо его небольшой размер. А "системные администраторы" в условиях отсутствия финансирования вынуждены решать поставленные задачи при постоянной нехватке ресурсов. Фактически ИТ- специалист воспринимается как обслуживающий персонал, устраняющий текущие проблемы. Как правило, руководство компаний не осознает влияние ИТ на ключевые бизнес-процессы.

Но все движется и меняется, и в данном направлении есть положительные сдвиги. К ним, в первую очередь, относится укрупнение и усложнение бизнеса, которое приводит к пониманию необходимости иметь единое информационное пространство. Кроме того, многие начинают осознавать, что для успешного функционирования и развития ИТ-инфраструктуры уже не достаточно "системного администратора", обладающего достаточными, но узкоспециализированными знаниями. Появляются ИТ-подразделения, способные решать различные задачи комплексно. ИТ-департаменты получают свои бюджеты, появляется потребность в планировании работ и затрат. Вследствие этих факторов ИТ-департаменту все чаще удается представлять бизнесу проекты и решения как инвестиции, после чего они становятся активом компании.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

CNews: Что, на ваш взгляд, является основным движущим фактором при внедрении технологии управления лицензиями сегодня: юридические риски или необходимость эффективно управлять ИТ? Складывается впечатление, что лишь уголовная ответственность может избавить от обилия пиратского ПО. Или вы считаете, что проблема эффективного управления ИТ даже на таком уровне уже на самом деле актуально для российских компаний?

Денис Елистратов: Одна из основ ведения бизнеса - качество. И, как известно, всё всегда можно улучшать и совершенствовать. Внедрение технологии управления лицензиями было одним из шагов по повышению качества и выхода на новый уровень.

Эта технология помогла по-новому взглянуть на управления рисками. Учитывая территориальную распределенность бизнеса, по всем регионам значительно повысилась вероятность потери коммерческой информации, что напрямую вело к увеличению финансовых рисков.