10 задач CIO: теория против практики
Обсуждение роли директора по ИТ на конференции "Корпоративные ИТ Стратегии в России" привело к совершенно неожиданным выводам: с одной стороны ИТ стали восприниматься как что-то вполне обычное, с другой – CIO становится все более значимой руководящей должностью в компании. Отсюда и сдвиг в реальных задачах директора по ИТ.Теряется аура "высоких" технологий
Информационные технологии сегодня все больше теряют ауру "высоких", становясь привычной частью инфраструктуры компании. На это обращали внимание многие ИТ-менеджеры, выступая на прошедшей конференции "Корпоративные ИТ-стратегии в России". Подход к обеспечению бесперебойной работы информационной системы предприятия все более напоминает отношение к электроснабжению или фиксированной телефонии. То есть с вопросов обеспечения бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры современные компании переносят внимание на качество и эффективность ее работы. Подобный дрейф оценок свидетельствует о наступлении качественного перелома в информационных технологиях и в их применении. С одной стороны, критичность ИТ для бизнеса резко возросла, и в целом ряде случаев утрата информационной системы поддержки деятельности компании стала равнозначной потере позиций на рынке или даже прекращению деятельности. С другой стороны, информационные системы "повзрослели", стали привычными и практически перешли в одну категорию с коммунальными услугами, что отразилось на отношении к ИТ-специалистам.
В этом контексте в нескольких выступлениях обсуждалась роль CIO (директора по ИТ) в современной компании. Сегодня в положении директора по ИТ произошли (и продолжаются) изменения по двум направлениям. Изменения первого рода заключаются в признании роли CIO в развитии компании, что выражается в его переходе в разряд высшего менеджмента (таким образом, расшифровка аббревиатуры CIO, как "Career Is Over" утратила свою актуальность). В современных зарубежных и отечественных компаниях директор по ИТ, как правило, входит в совет директоров или является вице-президентом. В данном случае обращает на себя внимание противоположность в развитии оценок ИТ-инфраструктуры и директора по ИТ на уровне компании: когда информационные технологии были "самыми высокими", роль директора по ИТ в управлении компанией была минимальной, когда же ИТ стали "ближе к земле", положение CIO, наоборот, поднялось.
Другим изменением в положении директора по ИТ стало смещение акцентов с технической стороны деятельности CIO в направлении организационной и экономической сторон. Сейчас директор по ИТ, в отличие от времен 90-х годов прошлого века, вовсе не обязан уметь сам протянуть сеть или "поднять" сервер. Намного важнее для него обладание навыками организатора, способность наладить бесперебойную работу ИТ-службы и ИТ-инфраструктуры, но самое важное - способность превратить информационные технологии в конкурентное преимущество компании.
Как нетрудно заметить, указанные перемены в положении директора по ИТ сильно взаимосвязаны: переход CIO в категорию топ-менеджмента естественным образом смещает его интересы от технического обеспечения компании в сторону бизнеса в целом, а стабилизация информационных технологий и процессов их поддержания обеспечивает директору по ИТ такую возможность. Современный CIO должен владеть основами бизнеса не хуже, чем информационными технологиями, чтобы помочь компании превратить ИТ из пассива, регулярно генерирующего издержки, в актив, приносящий компании дополнительную прибыль. На сегодняшний момент директор по ИТ является самым информированным человеком в компании, так как он может отслеживать все информационные потоки, перемещающиеся по "принадлежащей ему" инфраструктуре. Это накладывает на него также и требование владения навыками бизнес-разведки и аналитики.
Сбор и анализ информации о бизнес-процессах компании, эффективности их реализации, "узких местах" и возможностях потенциального роста позволяет директору по ИТ контролировать внутреннее состояние компании и заблаговременно информировать ее высшее руководство, а отслеживание информации из внешних источников позволяет оценивать положение компании на рынке, выявлять различные внешние факторы, способные оказать влияние на бизнес, а также находить новые области деятельности, способные стимулировать дальнейшее развитие компании.
Сергей Середа / CNews