Разделы

Бизнес

10 задач CIO: теория против практики

Обсуждение роли директора по ИТ на конференции "Корпоративные ИТ Стратегии в России" привело к совершенно неожиданным выводам: с одной стороны ИТ стали восприниматься как что-то вполне обычное, с другой – CIO становится все более значимой руководящей должностью в компании. Отсюда и сдвиг в реальных задачах директора по ИТ.

По мнению Дина Лэйна, исполнительного директора компании Varitrak, современный директор по ИТ должен руководствоваться четырьмя основополагающими принципами: 1) бизнес постоянно развивается, или он закончится; 2) глобальная экономика приносит все новые перемены; 3) проявляй лидерские качества или устареешь; 4) CIO должен превратиться в CEO ИТ-подразделения. Таким образом, к внутренним для компании факторам, влияющим на положение директора по ИТ, добавляются и внешние (две первых позиции), влияющие на компанию и, через нее, на CIO.

Очень интересным оказалось рассмотрение Дином Лэйном задач, стоящих перед директором по ИТ. Выглядит оно следующим образом.

Десять основных задач, стоящих перед директором по ИТ

Реальные задачи Теоретические задачи
1
Обеспечение роста биржевой стоимости акций компании Недопущение устойчивых неполадок на системном уровне
2
Правильная расстановка сил и стимулирование сотрудничества Определение приоритетности проектов
3
Руководство ИТ-подразделением и обеспечение его финансирования Бюджетирование
4
Интеграция бизнеса Обеспечение стабильности и масштабируемости информационной инфраструктуры
5
Обеспечение компании информационными технологиями Избавление от "лоскутной автоматизации"
6
Мониторинг эффективности ИТ-подразделения Руководство ИТ-подразделением
7
Обеспечение информационной и экономической безопасности, оценка рисков Обеспечение информационной безопасности
8
Учет всех правовых аспектов, связанных с ИТ Сервисно-ориентированная архитектура
9
"Выращивание" талантливых специалистов Поиск и привлечение квалифицированных кадров
10
Обеспечение большего, чем просто обслуживание инфраструктуры компании Бизнес-разведка

Источник: Дин Лейн, книга "CIO Wisdom: Best Practices from Silicon Valley"

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Разница, показанная в этом сопоставлении, довольно существенная, и директору по ИТ ее всегда необходимо учитывать. В дополнение к этому, Дин Лейн привел в возрастающем по важности порядке десять самых важных качеств хорошего CIO. На десятом месте находится способность нанимать, развивать и удерживать высокопрофессиональных ИТ-специалистов. Девятую позицию занимает наличие опыта работы в международных или глобальных компаниях. Восьмое место отдано знаниям и опыту в отрасли, в которой работает компания. Седьмым по важности качеством является способность стимулировать и направлять изменения в компании. На шестом месте навыки коммуникации. На пятом навыки управленца. Четвертая позиция содержит умение правильно выстраивать взаимоотношения. Третье место занимает деловая хватка CIO. Вторым по важности являются компетентность и опыт в выборе и оптимальном использовании информационных технологий для обеспечения компании рыночных преимуществ. И на первом месте особо выделены качества лидера. Такие требования к директору по ИТ объективно сложились сегодня за рубежом и формируются сейчас в России.

Можно сказать, что указанные качества директора по ИТ стали пользоваться спросом как в силу перехода информационных технологий в разряд традиционных средств поддержки бизнеса, так и в силу повышения стабильности и интеграции самих решений в области ИТ, что вместе позволило CIO разорвать жесткую связь с технологической составляющей своей деятельности и выйти на новый уровень, предполагающий системное видение стоящих перед компанией проблем сквозь призму информационных технологий.