Разделы

Безопасность Госрегулирование Авто

В России появился новый сегмент рынка криптозащиты информации

Изменения в законодательстве и последовавшие за этим нормативные акты Минтранса открыли в России новый сегмент рынка средств криптозащиты информации. Устройствами с использованием технологии шифрования теперь должны снабжаться практически все грузовики, работающие в стране. Правда, крипто-блоки, которые должны устанавливаться в автомобили с 1 апреля 2013 г., пока не сертифицированы и не испытаны.

Весь большегрузный транспорт, передвигающийся по дорогам России, с 1 апреля 2013 г. должен быть снабжен специальными устройствами, которые будут следить за безопасностью его движения, а также режимом отдыха водителей. Такое требование сформулировано в первой статье ФЗ-78, которая в том числе вносит изменения в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения».

«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, с 1 апреля 2013 г. обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами)», - говорится в информационной справке, которую предоставили CNews в Минтрансе.

Задача некорректируемости информации в тахографе должна решаться с помощью использования технологий шифрования - это закреплено в приказе Минтранса за номером 36 от 13 февраля 2013 г.

Прежде чем начать движение, водитель должен будет вставить в тахограф свою идентификационную карточку, снабженную технологией квалифицированной электронной подписи (ЭП).

Сотрудник ГИБДД также должен иметь собственную карточку, с помощью которой сможет считать показания, записанные в тахографе - в том числе и информацию о превышении скорости, которая проверяется по датчику движения и по ГЛОНАСС.

Кроме того, карты должны иметь мастерские, обслуживающие грузовики, и транспортные предприятия.

Как отмечает эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий, «мы получили с 1-го апреля (а привести все транспортные средства надо в соответствие до 2015-го года) новый и очень немаленький сегмент рынка СКЗИ (средств криптографической защиты информации, - прим. CNews), включая ЭП. Мы получили новый сегмент рынка для удостоверяющих центров. Мы получили новых лицензиатов ФСБ по части шифрования. Причем такими лицензиатами должны стать не только разработчики и мастерские, выпускающие и обслуживающие тахографы и карты, но и все транспортные предприятия».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Помимо грузовиков требования по установке тахографов касаются и автобусов. Однако, во-первых, тахографы в рейсовых автобусах могут не соответствовать требованиям приказа 36 (как объяснили CNews в Минтрансе, это было сделано для снижения финансовой нагрузки на муниципальные бюджеты), а во-вторых - автобусы и грузовики, совершающие международные рейсы, также выведены из-под действия этого приказа.

По данным Минтранса, по состоянию на конец 2011 г. в России организациям принадлежало 179,3 тыс. грузовиков, в собственности физических лиц было почти 2 млн таких автомобилей. Общее число автобусов в собственности физлиц оценивается в 431,2 тыс.

Александр Антоненков, директор компании «Системы комплексной безопасности «Анклав», считает, что внедрение СКЗИ предложено Минтрансом без проведения оценки рисков и построения модели угроз для системы тахографического контроля.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

«Такая система не эффективно показала себя в области контрольно-кассовой техники, - считает Антоненков. - Кроме того, сертифицированных блоков СКЗИ в настоящее время не существует, они не проходили испытания в составе транспортного средства».

Таким образом, оборудования ещё нет, а закон-то уже действует. Причём в одной из своих глав он предполагает введение ответственности за эксплуатацию транспортных средств без использования работающих тахографов - до 3 тыс. руб. для частных и до 10 тыс. руб. для юридических лиц.