oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2017

http://www.ansoft.ru http://www.polushka.net

Как торговый холдинг «Форвард» использует большие данные

Как торговый холдинг «Форвард» использует большие данные

В ходе проекта, реализованного компанией Ansoft, поставщиком системы AVARDA, в торговом холдинге «Форвард», объем базы данных был сокращен с 1,5 Тб до 500 Гб без потери информации. Это позволило снизить требования к ИТ-инфраструктуре магазинов и обеспечить удобство и легкость ее администрирования. Была достигнута главная цель – обеспечена надежная и прогнозируемая работа главной информационной системы холдинга «Форвард» на годы вперед, без значительных инвестиций в новое оборудование и без изменений устоявшихся бизнес-процессов действующей компании.

«Форвард» – крупнейший игрок рынка FMCG Республики Башкортостан. Помимо оптовой торговли, компания занимается розничным бизнесом, управляя сетями универсамов «Полушка» и супермаркетов «Йомарт». География присутствия розничных объектов охватывает Республику Башкортостан и Оренбургскую область. В этих регионах расположено свыше 220 магазинов «Форварда».

Как начинался проект

Все объекты торгового холдинга с 2010 г. работают в распределенной информационной среде под управлением систем AVARDA.ERP и AVARDA.RetailNetwork. Децентрализованная архитектура решения выбрана изначально с целью обеспечения бесперебойности работы и возможности масштабироваться в будущем согласно планам акционеров компании.

В настоящее время в розничной сети холдинга создается около 1 млн строк товарных документов в день. С помощью системы AVARDA.ReplicationSystem все необходимые данные передаются в центральную базу и обратно с высокой актуальностью, позволяющей бизнесу принимать своевременные решения. Уровень детализации аккумулируемых данных в базе центрального офиса позволяет получать аналитику любого формата и объема.

Объем полезной информации, стекающейся в центральный офис, составляет около 1,2 Гб в сутки. В обратном направлении, по понятным причинам, поток значительно скромнее. Из магазинов передаются множественные сведения о продажах, внутренних операциях с материальными ценностями, инвентаризациях и другие данные для получения нужной аналитики в головном офисе компании. В обратном направлении – распоряжения по управлению ассортиментом и ценами, состав централизованных заказов и прочие документы для обеспечения повседневной работы магазинов.

За 7 лет функционирования системы AVARDA розничные сети холдинга значительно увеличились – количество торговых объектов возросло со 120 до 225 магазинов. Многократно повысился и объем накопленной информации – размер центральной базы данных AVARDA к 2016 г. составил более 1,5 Тб. В ее таблицах хранится свыше 6,7 млрд. записей, в основном содержащих полезную первичную информацию.

«Со времени внедрения системы AVARDA.ERP число наших магазинов выросло со 120 до 225. Увеличились и другие показатели, в том числе изменился формат новых магазинов, – говорит Рашит Саитов, ИТ-директор торгового холдинга «Форвард». –  Текущий учет всех торговых операций в нашей сети – это более 1 миллиона строк реальных товарных документов в день. В будущем этот показатель существенно вырастет согласно планам развития наших акционеров».

Новые задачи

Учитывая планы развития торговой сети на ближайшие 5-7 лет, ИТ-служба «Форварда» решила найти оптимальное решение для хранения, обработки и обслуживания больших объемов данных. Она провела тщательный анализ различных возможностей – от закупки дорогостоящих систем хранения данных до «урезания» баз данных в ущерб функциональности текущих бизнес-процессов.

В результате переговоров с компанией Ansoft, поставщиком системы AVARDA, был найден альтернативный вариант решения поставленной задачи. Специалистами Ansoft рекомендован вариант сжатия оперативных баз данных AVARDA с сохранением информации, необходимой для обеспечения действующих бизнес-процессов. В дополнение к этому, был предложен план сохранения «стабильности» размеров оперативных баз данных AVARDA, которые станут контролируемыми и будут соответствовать мощностям эксплуатируемого оборудования.

В ходе проекта для сжатия больших баз данных специалисты Ansoft применили метод, основанный на механизме онлайн-резервирования рабочих баз с помощью системы репликации AVARDA.ReplicationSystem. Он широко используется клиентами AVARDA для минимизации рисков потери данных в результате возможных аппаратных сбоев. Этот механизм позволяет проводить самые ресурсоемкие операции с архивируемыми данными не в основных базах данных AVARDA, а в их резервных копиях с последующей штатной заменой, без какого-либо влияния на работу пользователей в  информационной системе.

В результате размер периферийных баз данных уменьшается в 5 раз. Это позволяет снизить требования к ИТ-инфраструктуре магазинов, сохранить высокую актуальность данных во всех подразделениях, обеспечить удобство и легкость администрирования системы AVARDA.ERP в непрерывно растущей распределенной сети. Распределенные вычисления,  свойственные архитектуре системы AVARDA, существенно снижают требования к серверу центральной базы данных и дают дополнительную возможность для оптимизации ИТ-бюджета.

Дополнительно в ходе проекта было внедрено специализированное программное обеспечение от производителя системы AVARDA для дистанционного запуска и мониторинга сервисных операций в удаленных базах данных. Его использование существенно снижает трудоемкость администрирования корпоративной информационной системы в условиях растущего числа подконтрольных объектов.

Цели достигнуты

Благодаря проведенным работам достигнута главная цель – обеспечена надежная и прогнозируемая работа главной информационной системы холдинга «Форвард» на годы вперед, без значительных инвестиций в новое оборудование и без изменений устоявшихся бизнес-процессов действующей компании. «До завершения проекта сжатия данных, никаких действительных проблем с базой объемом более 1,5 Тб мы не испытывали, – говорит Рашит Саитов. – Сейчас размер основной БД снизился до 500 Гб. Но осознание потенциальных сложностей обслуживания в случае дальнейшего многократного увеличения количества магазинов заставило нас «подстелить соломку» и заглянуть на годы вперед. В результате нам удалось минимизировать риски, оптимизировать затраты и обеспечить задел производительности системы на 7-10 лет вперед».

«Проект сжатия больших баз данных AVARDA в компании «Форвард» –  серьезная проверка всей нашей команды разработчиков. ERP-система AVARDA - это большой механизм с десятками тысяч алгоритмов обработки данных, сотнями таблиц взаимосвязанной информации, сумматорами и сложными механизмами поддержки репликации. Нам пришлось немало потрудиться над выработкой оптимального решения поставленной задачи», – продолжает Максим Комляков, заместитель генерального директора компании Ansoft.

По его словам, главная сложность проекта состояла в том, что решение внедрялось в большом, активно дышащем организме крупной торговой сети без «перекрытия кислорода» ни на одну минуту. Его успех потребовал не только профессиональной работы самого интегратора, но и самоотверженности ИТ-сотрудников компании «Форвард», которые в непростых условиях дополнительной нагрузки и полной ответственности перед бизнесом обеспечили выполнение всех видов технических работ по администрированию внедренных механизмов сжатия РБД. 

Вернуться на главную страницу обзора