Спецпроекты

oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Дмитрий Петерсон

Дмитрий Петерсон:

На каждое успешное приложение приходится два нереализованных проекта

В различных системах управления проектами хорошим тоном давно стало открытое взаимодействие разных групп разработчиков друг с другом в одной компании, а также открытость всех процессов заказчику. О том, как противоположный подход может послужить негативным сигналом для нового клиента, и о множестве других факторов, в интервью CNews рассказывает Дмитрий Петерсон, директор компании mobile.SimbirSoft.

CNews: Вы имеете большой опыт в сфере заказной разработки программного обеспечения. Общая тенденция ИТ-отрасти – постоянный рост и развитие, технологии меняются из года в год. Каким вы видите рынок ИТ-услуг и мобильной разработки сегодня?

Дмитрий Петерсон: Рынок мобильной разработки продолжает стремительно развиваться. Согласно исследованиям, количество загрузок приложений достигает 200 млрд и растет как минимум на 10% в год, а денежные вложения пользователей – на 20%. Миллиарды людей проводят в мобильных приложениях до 3 часов в день, и в этих условиях любой бизнес нуждается в мобильном канале общения с покупателями. Многие сервисы переводятся в мобильный вид, возрастают требования к UX, растет и общая конкуренция. Все больше компаний оказывают услуги мобильной разработки. При этом лишь около 30% проектов завершаются успешно: на каждое успешное приложение приходится два проекта, которые «не выстрелили». Более того, по статистике App Store и Google Play, каждое второе приложение является «мертвым» – оно не обновляется больше года, а количество его скачиваний не растет. В этих условиях бизнес нацелен на сотрудничество с наиболее надежными мобильными разработчиками, которые помогут снизить риски и выпустить востребованный продукт, подходящий для решения бизнес-задач.

CNews: Каковы основные причины провала проектов, по вашему мнению?

Дмитрий Петерсон: Проект справедливо можно назвать успешным, если он выполнен с соблюдением сроков и бюджета и демонстрирует достижение поставленных целей. Причины провала могут быть разными: например, недостатки продукта, бизнес-модели, ценообразования, проигрыш конкурентам, нечеткие цели или некорректные требования к продукту, закончились деньги на развитие и т.д. Однако наиболее распространенная причина – отсутствие рыночной потребности в приложении. Бизнес обращается к опытным мобильным разработчикам за услугами аутсорсинга, чтобы снизить перечисленные риски. С помощью своей экспертизы и ресурсов аутсорсер помогает спрогнозировать и устранить большинство рисков.

«Мы всего за 100 дней выпустили мобильный банк»

CNews: Как подойти к выбору исполнителя для разработки мобильного приложения?

Дмитрий Петерсон: Лучше не верить красивым словам и обещаниям, а изучить реальный опыт компании, историю и доступность ее ресурсов. Обязательно следует проверить через открытые источники финансовую отчетность, чтобы убедиться в материальной устойчивости компании и ее способности реализовать проект. Благодаря своей экспертизе, опытный разработчик помогает вывести продукт на рынок в короткие сроки без потери качества. Например, в нашей практике был случай, когда мы всего за 100 дней выпустили мобильный банк СКБ – и это с учетом всех строгих требований финтеха. Банку нужно было сделать приложение более удобным для пользователей, чтобы получить конкурентное преимущество на рынке, а также повысить свои позиции в отраслевом рейтинге Markswebb. Следуя дорожной карте, мы сфокусировались на наиболее важных для пользователей функциях (в частности, реализовали автоматическое распознавание данных финансовых документов) и сократили время вывода продукта на рынок. В результате мобильный банк СКБ вошел в топ-5 по версии Markswebb, заняв 4 место среди лучших банков для малого бизнеса в 2017 году.

CNews: Каким образом заказчик может определить бюджет разработки?

Дмитрий Петерсон: Наиболее простой и надежный метод – найти на рынке аналогичное мобильное приложение, соответствующее замыслу. После этого можно обратиться к компаниям, которые имеют в своем портфолио подобные продукты. Таким образом удастся выявить мобильных разработчиков с релевантным опытом и уже на старте переговоров оценить границы бюджета.

CNews: Есть несколько способов найти претендентов на разработку мобильного приложения: прислушаться к отзывам, рекомендациям, самостоятельно искать в интернете. Как оптимизировать процесс выбора исполнителя?

Дмитрий Петерсон: Следует иметь в виду, что не только заказчик выбирает исполнителя, но и мобильные студии пропускают заявки через свои фильтры. Поэтому бизнесу важно найти время на встречу или созвониться с мобильной студией для уточнения деталей сотрудничества. Как правило, на первом этапе бизнес выбирает несколько мобильных студий (не более 20) для дальнейшего сравнения по ключевым параметрам. Для этого можно составить таблицу и внести туда компании, которые выполняли подобные мобильные приложения, имеют положительные отзывы в вашей сфере бизнеса, активно действуют на рынке мобильной разработки. Когда составлен список студий, с которыми компания потенциально готова сотрудничать, можно запросить у них коммерческие предложения.

CNews: На что заказчику необходимо обратить внимание на этапе сбора коммерческих предложений?

Дмитрий Петерсон: Нужно разослать всем участникам единые данные о запланированном проекте и определить, какими ресурсами для его выполнения располагает каждая компания. Если новые идеи пришли после того, как запросы отправлены, лучше всего выслать дополнительное письмо каждому участнику. Это важно, поскольку участники «конкурса» могут по-разному представлять себе состав работ и предлагать различные варианты реализации. На этапе сбора коммерческих предложений заказчика ждут многочисленные переговоры и митинги с теми студиями, которые выбраны для сравнения. Команды рассказывают о себе и задают вопросы, а у бизнеса появляется возможность проверить партнеров по нескольким дополнительным параметрам.

«Важно выбирать того исполнителя, с которым компании будет комфортно общаться»

CNews: По каким критериям лучше оценивать и отбирать исполнителей, как выявить лучшего?

Дмитрий Петерсон: Как я уже отметил, ключевые критерии – это наличие релевантного опыта и рекомендаций в соответствующей сфере бизнеса, зрелость мобильной студии и свидетельства ее практической деятельности (актуальные новости и проекты в портфолио). Исходя из своего опыта, мы в mobile.SimbirSoft составили список уточняющих вопросов, позволяющих компании свести к минимуму риски и выбрать наиболее надежного подрядчика. Мы предлагаем несколько вопросов, которые можно задать разработчикам, а затем занести их ответы в таблицу:


  • у мобильной студии есть собственный штат разработчиков? Это необходимое условие для дальнейшего сотрудничества;
  • студия привлекает субподрядчиков или фрилансеров? Если да, стоит оценить соотношение собственных и приглашенных специалистов студии на данный момент. Чем больше собственных разработчиков, тем выше шансы, что компания сможет решить возможные проблемы с проектом своими силами;
  • студия предоставит доступ к таск-трекеру проекта? Если работа организована прозрачно, риск провала снижается. С помощью таск-трекера заказчик может отслеживать, как выполняются задачи, сколько осталось до конца проекта и т.д. При наличии проблем их можно распознать на ранних сроках;
  • студия подключает заказчика к командным митингам? Нет необходимости участвовать в митингах ежедневно, но возможность подключиться и пообщаться с командой важна;
  • будет ли предоставлен исходный код в виде репозитория? Если в перспективе проектом будут заниматься и другие исполнители, это сделает их работу проще;
  • у студии на данный момент есть свободные ресурсы для реализации проекта? Если задача сложная, лучше оценить те ресурсы, которые свободны уже сейчас, а не появятся «в ближайшую неделю».


CNews: Какие риски существуют при выборе исполнителей и как их минимизировать?

Дмитрий Петерсон: Если компания ранее не сотрудничала с данным подрядчиком, то риск, безусловно, есть. Важно оценить, как долго студия работает и какие мобильные приложения выпускает. Опытные мобильные студии ценят свою репутацию, что дополнительно снижает риски. Чем больше проект, который планируется, тем важнее выбрать мобильного разработчика с хорошей историей, который не «исчезнет» и будет нацелен на создание качественного продукта. Кроме того, лучше исключить студии, которые выделяются теми или иными факторами риска, например, скрывают информацию о команде, не предоставляют доступ к таск-трекеру и не проводят митинги или вызывают другие сомнения.

CNews: Большой объем работы связан с анализом направленных в сторону заказчика коммерческих предложений. Как справиться с этим процессом эффективнее всего?

Дмитрий Петерсон: Важно систематизировать результаты исследования в любой удобной форме: наклеивать стикеры на доску, вести сводную таблицу в Google-документах. Это позволит одним взглядом охватить несколько параметров, таких как стоимость услуг, ресурсы, опыт и многое другое.

CNews: На этапе принятия решения по выбору исполнителя заказчик оценивает итоговые предложения по важным для себя параметрам. Как обезопасить себя на финальном этапе и правильно выбрать подрядчика для разработки?

Дмитрий Петерсон: На выбор подрядчика могут повлиять различные факторы, в том числе сроки, бюджет разработки, впечатление от общения. Получить информацию и оценить риски можно с помощью личных встреч, знакомства с командой, запроса плана работ (дорожной карты) по проекту. В случае мобильной разработки на первое место выходят такие параметры как наличие ресурсов и навыков для выполнения проекта. Важно выбирать того исполнителя, с которым компании будет комфортно общаться (конечно, если при изучении его работы не выявлены факторы риска). Подводя итоги, назову наиболее существенные факторы выбора подрядчика: это прозрачность, открытое общение со всеми членами команды, оперативность и способность решить любую задачу собственными силами.

Вернуться на главную страницу обзора