Спецпроекты

На страницу обзора
На рынке мобильной разработки меняются источники денег
Потребность клиентов в мобильных приложениях растет с каждым годом. Несмотря на кризис и стагнацию российской экономики, все больше крупных коммерческих компаний «мобилизуют» свой бизнес. В последние несколько лет поток заказов пошел и от государственных предприятий и организаций. О том, кто сегодня способен выжить и заработать на рынке мобильной разработки, кому и для чего нужны современные приложения и, наконец, что способствует успеху бизнеса, а что может его разрушить, в интервью CNews рассказал основатель и генеральный директор компании iD EAST Виталий Дубинин.

Виталий Дубинин

CNews: В каком состоянии находится рынок мобильной разработки в России? Как бы Вы оценили объемы и темпы роста рынка?

Виталий Дубинин: Российский рынок мобильной разработки растет – значительно и равномерно. Единственная проблема в том, что на рынке меняются источники денег. Если раньше за разработку был готов платить, в основном, малый и средний бизнес, то сейчас большая часть заказов на мобильные приложения идет от крупных игроков. А работать с крупными клиентами умеют далеко не все. Во-первых, из-за более трудоемких закупочных процедур, во-вторых, из-за более сложной системы управления проектами и в-третьих, из-за гораздо более высокой ответственности за результат. Соответственно, спрос на разработку уходит от маленьких команд и перетекает к большим, способным справиться с проектами федерального масштаба.

dsc02631561642294.jpg
Виталий Дубинин: Единственная проблема рынка в том, что меняются источники денег

Сегодня компании-разработчики должны уметь не только собирать и удерживать вместе компетентных специалистов, но и содержать свои большие команды – пока те доживут до очередного крупного проекта. Ведь такие проекты приходят не каждый день. Невозможно распустить, а потом снова собрать команду под конкретного заказчика. Это должны быть хорошо подготовленные «солдаты» и «офицеры» в штате. Или, частично, за штатом, но очень близко. Потому что оцифровать какой-то важный участок работы сегодня способна только хорошо подготовленная, быстрая и сработавшаяся команда, успевающая «переваривать» поток сложных заказов. При этом все больше проектов на разработку мобильных приложений приходит со стороны госкомпаний –еще несколько лет назад этого не было.А на рынке небольших и средних проектов ужесточается конкуренция – маленькие студии сейчас дерутся за каждый кусок «пирога». Они готовы брать даже те проекты, которые приносят им тройные убытки… Возможно, ради портфолио. В лучшем случае небольшие компании работают «в ноль».

CNews: Кто сегодня способен выжить и заработать?

Виталий Дубинин: Компании, у которых есть постоянный денежный поток, способные находить квалифицированные ресурсы для срочных, сложных и масштабных проектов.

CNews: Кому необходимо мобильное приложение? Что оно дает заказчику? Что получают ваши клиенты по итогам проекта?

Виталий Дубинин: Всем, у кого большая пользовательская база. Банкам, страховым компаниям, ритейлу и многим другим. У всех этих заказчиков есть задачи, направленные на пользователей и на внутренние процессы. На рынке их интересуют продажи, клиентский сервис, системы лояльности. В идеале, каждый заказчик ждет, что пользователь откроет новое мобильное приложение и скажет: «Да, этот бренд говорит на моем языке!». Потому что сейчас мало кто отличает один банк от другого – из-за конкуренции предложения банкиров сравнялись. Пользователь различает компании и бренды исключительно по качеству взаимодействия с ним. Хороший пример – «Тинькофф Банк». Он взлетел не только из-за мощных инвестиций или харизмы основателя, но и потому, что его команда развернула весь банк лицом к людям. Дружелюбный интерфейс мобильных приложений, простой, «уличный» язык, правильный подход к пользователю – все это позволило банку отъесть долю рынка у старожилов. Этот идеальный подход позже восприняли все крупные банки. В итоге, у Сбербанка сейчас –шикарное мобильное приложение. Не менее удобные и понятные приложения у Альфа-Банка и ВТБ.

«Сбербанк-Онлайн» мы дорабатывали и развивали на протяжении 4-х лет с 2011 по 2014 год, приложение ВТБ перерабатывали 2 года с 2017, используя принцип «Ближе к людям».

Для enterprise мобильных приложений требования другие. Но главное не меняется: сотрудникам банков, страховых компаний и торговых сетей тоже должно быть приятно и удобно этими приложениями пользоваться. Если это не так, все закончится формами в Excel, которые кто-то обязан обработать, куда-то передать…

А тот огромный массив данных, которые генерирует большой бизнес, вручную уже не обработать. Данные должны обрабатываться автоматически, в ЦОДах и их первичная обработка должна идти уже на уровне ввода. Это сильно сокращает время обработки информации и снижает количество ошибок при вводе. И крупные банки, и страховые компании, и торговые сети от этого только выигрывают – и продолжают вкладываться в разработку внутренних приложений, умеющих работать с сырыми массивами бизнес-данных. Такими приложениями интересуются и дилерские автомобильные группы – среди наших клиентов это, например, «Рольф». Идет спрос и со стороны брокеров и со стороны банков, отвечающих за денежные переводы. Заказ на такие приложения – растущий тренд.

CNews: К мобильным решениям предъявляют требования, связанные с качеством обеспечения безопасности? Насколько это актуальная тема для ваших клиентов?

Виталий Дубинин: Крайне актуальная, потому что требования крупными банками и страховыми компаниями предъявляются высочайшие. Мы ответственно работаем с чувствительной информацией, свято соблюдаем закон о защите персональных данных. Предоставляя готовое техническое решение, для хостинга баз данных и серверов мы пользуемся сертифицированными услугами ведущего поставщика данных услуг в России – компании «Ростелеком». Наши заказчики очень довольны.

CNews: К каким сегментам и отраслям относятся основные заказчики iD EAST?

Виталий Дубинин: У нас открытое портфолио. Больше всего в нем разработок для банков, страховых компаний, e-commerce и ритейла –то есть, для компаний с широкой пользовательской базой. Кроме того, у нас почти три десятка проектов для медиа. Есть мобильные приложения для медтеха (Озерки, Apteka.ru, Капитал МС, ФЭСТ, MED.ONE, Diabetadvisor), рынка недвижимости (ЛСР, ЖК Алые Паруса, «Долина Сетунь»). Есть проекты для компаний из энергетического сектора (Сеть АЗС «Газпромнефть», Северсталь, Петрол Плюс, Мособлгаз).

dsc0284.jpg
Виталий Дубинин: Все больше проектов на разработку мобильных приложений приходит со стороны госкомпаний – еще несколько лет назад этого не было

Всех наших клиентов объединяет одно: создание хорошего мобильного приложения для них –не только имиджевая составляющая, еще и то, что приносит им серьезные операционные выгоды. У них снижается нагрузка на call-центр и менеджмент, автоматизируется очень много рутинных процессов. А некоторые из них с помощью наших мобильных приложений и продуманных маркетинговых шагов, буквально, «рвут рынок». Так, любители японской еды из «Тануки», сделав заказ с помощью нашего приложения, в какой-то момент получали скидку в 25%. По немаленькой пользовательской базе сети ресторанов Тануки шла цепная реакция! Заказывали все, при том, что половина пользователей были новыми, только зарегистрировавшимися. Таким образом наш клиент получил невероятный денежный поток, а объемы прироста бизнеса моментально перекрыли небольшие потери в маржинальности. И, главное, сеть ресторанов моментально пополнила клиентскую базу.

CNews: Ваша компания в последние годы сотрудничает с крупнейшими российскими заказчиками. Среди них – «Сбербанк», Банк ВТБ, «Открытие Брокер», СОГАЗ и другие. Расскажите, какие ваши проекты вы бы особенно отметили, в том числе, и в 2018 году?

Виталий Дубинин: Я бы вспомнил «Сбербанк». Это был уникальный опыт – в 2011-2014 годах мы сделали лучший мобильный банк. Британский журнал The Banker назвал его лучшим банком для деловых операций в Центральной и Восточной Европе, да и сейчас приложение, которое развивает уже Сбертех продолжает получать призы. В 2018 «Сбербанк» стал победителем Transaction Banking Awards’2018. Еще я бы выделил страховые продукты, которые мы делаем для «Росгосстраха» и то, над чем сейчас работаем для СОГАЗ и Cardif. Не могу не упомянуть и ВТБ-Онлайн… Вообще, так получилось, что мы поработали и с банком №1 страны и с первой страховой компанией России, сделали брокерское приложение №1 для «Открытие Брокер». Ответственность во всех проектах невероятная, но и ощущения тоже. Мы чувствуем, что продукты, которые мы сделали, нужны не только заказчикам, но и миллионам их пользователей. Это греет душу.

CNews: В 2019 году iD EAST исполнилось 10 лет. Поделитесь своим опытом «выживания» и рецептом успеха на рынке.

Виталий Дубинин: Универсального рецепта или «секретного соуса», как говорят американцы,не существует. Рецепт профессионального или личного успеха –умение извлекать пользу из ошибок. А этих ошибок у каждого человека –немыслимое количество. Это еще и наличие кинетической силы, которая несет тебя вперед. Она или есть, или нет. Если она есть, то эта кинетическая сила подчиняет себе окружающих, команду и самого тебя. Если ее нет, то даже сильные коллективы, с хорошим технологическим и коммерческим потенциалом, рассыпаются. И, конечно, в бизнесе должен присутствовать фактор лидерства. Несмотря на то, что я стараюсь дистанцироваться от личного вклада в компанию, я понимаю: если нет этого связующего звена, нет горящих глаз и, главное, стремления сделать так, чтобы клиент почувствовал, что мы сделали для него все и даже больше, то бизнес не состоится. Если клиент понимает, что мы «в лепешку расшибемся», но сделаем – все получится. Главным образом, на рынке покупается это.

dsc0302.jpg
Виталий Дубинин: Некоторые компании с помощью наших мобильных приложений и продуманных маркетинговых шагов буквально «рвут рынок».

Конечно, все смотрят и на бюджет, и на сроки, но при прочих равных личный вклад команды и готовность к нему играют самую большую роль. И, конечно, регулярные «чемпионаты» выигрывают только команды, которые готовы к нестандартным задачам, обладают многолетней экспертизой и необходимыми навыками. Каждый проект – это огромная работа, которая начинается от обработки исходного запроса до финального релиза проекта. На каждом этапе проекта, команда должна понимать, что только приложив все усилия, умения и знания можно добиться положительного результата и получить благодарность клиента и новый заказ.

Наша ключевая цель сделать качественный продукт, который поможет нашим клиентам «вылечить больные» места бизнеса и улучшить показатели.

Возможно, этот рецепт подходит только для нас, но именно он привел нас в Топ-10 мобильных разработчиков 2018 по версии Рейтинга Рунета, принес нам более 150 реализованных проектов, которыми мы гордимся. И замечательных клиентов, число и уровень которых стабильно растет по большей части по рекомендациям. Несмотря на то, что трудоемкие тендерные и закупочные процедуры неизбежны. Наработанная репутация и приток клиентов по рекомендациям позволяют нам построить и общение, и проект совершенно на другом уровне: увидеть возможности для синергии клиентов и партнеров, упростить и ускорить интеграционную часть.

CNews: Над какими ключевыми проектами вы работаете сейчас?

Виталий Дубинин: Я бы выделил мобильное приложение для РН Банка (Банка Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi), позволяющее кредитовать пользователей для покупки автомобилей, решение для клиентов «НПФ Сбербанка». Также мы ведем работу над приложениями для компаний Открытие Брокер, СОГАЗ, Рольф, Эркафарм, ЛСР, и продолжаем работу с зарубежными компаниями: Siemens, Fx Pro, BNP Paribas CARDIF.