Разделы

Бизнес Кадры

Как ИТ-компании мотивируют сотрудников?

Для привлечения соискателей и удержания сотрудников, кроме достойной оплаты труда, предприятия должны предоставлять конкурентоспособный социальный пакет, использовать методы нематериальной мотивации (в том числе обеспечение комфортных условий работы) и способы адаптации новых сотрудников. Это особенно актуально для ИТ-компаний, продолжающих испытывать острую нехватку кадров. Какова их политика в этом направлении? Какие методы используют? На что делают ставку?

Набор условий, создаваемых ИТ-компаниями для своих сотрудников, отличается от других отраслей, и обусловлен спецификой работы ИТ–компаний: большое количество времени, проводимое в офисе, особенности субкультуры ИТ-специалистов. 55% ИТ-предприятий утверждают, что обеспечивают сотрудников всей необходимой техникой. Для сравнения, второй по величине показатель – лишь 40% - отмечается в секторе строительство и недвижимость. Помимо этого, здесь чаще, чем в других отраслях, предоставляют сотрудникам душевые кабины (36%, в то время как остальные показатели не превышают 6%), комнаты отдыха (27%), спортивный зал (27%) и массаж в офисе, не требуют соблюдения дресс-кода. ИТ-сектор – единственный, где для организации досуга сотрудников существуют настольные игры.

Выделяется в данной категории и телеком. 67% компаний сектора организовывают для сотрудников корпоративный транспорт до офиса, в то время как для остальных отраслей данный показатель не превышает 20%.

Большое значение для формирования HR-бренда имеет и предоставляемый предприятием соцпакет. Как правило, туда включают оплату обучения (100%) и расходов на мобильную связь (92%). Помимо этого, в соцпакет ИТ-компаний часто выходят дотации на питание (82%) и корпоративные фитнес-программы (82%). В свою очередь, 100% телеком-организаций включают в соцпакет медицинское страхование. Помимо этого они чаще по сравнению с другими используют страхование жизни, от несчастного случая, материальную помощь (33%).

Составляющие социального пакета для различных отраслей (%)

Источник: HeadHunter, 2008

В целом – российские и иностранные предприятия незначительно отличаются по составным частям социального пакета. Отметим, что иностранные компании чаще предоставляют медицинскую страховку для сотрудника (96% против 79%) и ближайших родственников (92% против 38%), автомобиль от компании (25% против 13%).

Не только деньги

Наиболее сильными способами нематериальной мотивации работодатели считают планирование карьеры для сотрудников и благодарность. Такие методики используют 65% опрошенных компаний. Помимо этого, популярностью пользуются звание "Лучший …" (29%), ценные подарки (29%), возможность обучения в компании (21%).

Способы нематериальной мотивации сотрудников компаний из различных отраслей (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Для предприятий ИТ-сектора основными способами нематериального поощрения, помимо благодарности, являются планирование карьеры и звание "лучший" – такие способы предпочитают 45% опрошенных компаний. В свою очередь, половина представителей телекома используют ценные подарки и карьерный рост.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Среди используемых обучающих и образовательных программ, безусловно, лидируют внутренние и внешние тренинги и семинары – об их использовании говорили 86% и 85% компаний соответственно. ИТ-фирмы чаще, чем представители других отраслей, проводят обучение иностранным языкам для сотрудников. Об этом заявило 45% опрошенных представителей ИТ. Отметим, что следующий по величине показатель относится к финансовому сектору и составляет 30%.

Обучающие и образовательные программы, используемые в компаниях различных отраслей (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Интересно, что все опрошенные иностранные компании организовывают общие корпоративные мероприятия. Для отечественных предприятий этот показатель всего 77%. Помимо этого, иностранные компании чаще, чем российские, устраивают тим-билдинги и различные конкурсы, создают корпоративную газеты, организовывают турпоездки за границу и праздники для детей сотрудников. С другой стороны, в российских организациях чаще встречается интранет, совместные занятия спортом, корпоративные футбольные команды, поздравления и подарки сотрудникам по случаю личных праздников.

Мероприятия, направленные на укрепление корпоративной культуры, в копаниях различных отраслей (%)

Источник: HeadHunter, 2008

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Среди ИТ-компаний особенно распространены тим-билдинги и конкурсы среди сотрудников, а телеком-организации, помимо внутреннего сайта компании, чаще других проводят конференции с топ-менеджерами и занятия спортом.

Яна Станкевич