Российский рынок Wi-Fi ждет ценовая война

Телеком Бизнес
мобильная версия
Российский рынок беспроводного доступа в интернет вступил в стадию активного развития. Прошедший год ознаменован взрывным ростом количества точек беспроводного доступа по технологии Wi-Fi (хот-спотов): количество публичных хот-спотов превысило 7 тысяч, что в 10 с лишним раз больше, чем год назад, и почти в 6 раз больше, чем прогнозировали аналитики. Операторы расширяют спектр используемых бизнес-моделей и снижают цены.

Успехи российского рынка беспроводного доступа в первую очередь связаны с проектом «Golden Wi-Fi» компании Golden Telecom. На сегодня в рамках этого проекта, запущенного в конце года на территории Москвы (в основном, в пределах третьего транспортного кольца), развернуто около 6,7 тысяч точек беспроводного доступа Wi-Fi. При этом количество зарегистрированных пользователей сети, по заявлению оператора, превысило 50 тыс. человек. Сейчас сеть «Golden Wi-Fi» работает в тестовом режиме, а с 1 февраля 2007 г. начнется ее коммерческая эксплуатация. Компания собирается предложить абонентам безлимитный тариф с абонентской платой 500 рублей в месяц, что чувствительно ниже (на 25–30%), чем у конкурентов, и, как предполагают некоторые из участников рынка, может вызвать ценовую войну. Как заявил главный управляющий Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм, в планах компании — подключить «к концу 2010 г. порядка 300–400 тыс. абонентов».

В ближайшие два года также ожидается значительное увеличение публичных хот-спотов в России. Так, согласно прогнозам J’son&Partners, эта цифра составит: по итогам 2007 г. — 9403, к концу 2008 г. — 13055. Однако, в случае быстрого расширения потенциальной платежеспособной аудитории и наличия инвестиционных возможностей у операторов, возможен и более значительный рост, как это произошло в прошедшем, 2006 г.

Российский рынок беспроводного доступа в интернет сейчас находится на пороге структурного перелома. От простого наращивания числа хот-спотов операторы переходят к развитию Wi-Fi на основе различных бизнес-моделей, как с получением прямой, так и косвенной прибыли. Рассмотрению возможностей применения и анализу различных бизнес-моделей на российском рынке посвящен отчет CNews Analytics «Wi-Fi: Бизнес-модели организации точек доступа». Обсуждая пути дальнейшего развития технологии Wi-Fi, эксперты и основные игроки телекоммуникационного рынка сходятся во мнении, что следующим шагом развития Wi-Fi должно стать предоставление дополнительных платных услуг на основе имеющейся технологии.

«Наиболее выигрышной бизнес-моделью в долгосрочной перспективе может стать получение выручки от предоставления контента и рекламных услуг», — сообщила CNews Ирина Соколова, старший менеджер департамента по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью Golden Telecom. Также одним из наиболее перспективных направлений может стать передача голоса по IP-протоколу с использованием сетей Wi-Fi. По данным компании J’son&Partners, в 2008 г. 80% хот-спотов в мире будут предоставлять услугу VoIP. Этому, помимо всего прочего, будет способствовать появление новых релизов стандарта 802.11 (Wi-Fi), увеличивающих скорость передачи, а также гарантирующих качество передачи голоса. По мнению одного из участников российского телекоммуникационного рынка, пожелавшего остаться неназванным, в будущем услуга VoIP в сетях Wi-Fi может «взорвать рынок».

Что касается другой технологии беспроводного доступа — WiMAX, то, по мнению пресс-секретаря компании «Синтерра» Екатерины Андреевой, «обе технологии (Wi-Fi и WiMAX) имеют право на существование, но в настоящее время массовый рынок больше готов к Wi-Fi, что обусловлено наличием поддержки Wi-Fi в ноутбуках и КПК. В свою очередь, технология WiMAX пока ориентирована на корпоративных клиентов, что предопределено высокой стоимостью абонентских устройств и отсутствием совместимости оборудования различных производителей». Кроме того, активный рост сетей WiMAX в России сдерживается неопределенностью с выделением частотного ресурса, а также проблемами в области лицензирования.

Внимание! CNews Analytics предлагает Отчет «Wi-Fi: Бизнес-модели организации точек доступа».