Разделы

Бизнес Телеком Техника ИТ в торговле

Российские потребители устроят ИТ-брендам тотальную проверку

Все официально присутствующие на российском рынке бренды бытовой техники и электроники будут подвергнуты экспертизе со стороны Федерации правовой помощи потребителям. Специалистам по потребительскому праву эта общественная организация известна выигранными процессами против Samsung, HP и «Вымпелкома», на которых были вынесены судебные решения в пользу «неопределенного круга потребителей» — аналог прецедента в российском законодательстве.
Тотальную проверку всех производителей бытовой электроники, официально присутствующих на российском рынке, обещает начать на следующей неделе Федерация правовой помощи потребителям.

Эта общественная организация, созданная в 2005 г., успела снискать некоторую известность участием в потребительских судебных процессах против «Вымпелкома», Coca-Cola, HP и Samsung.

Поводом к судам с производителями техники были нарушения против установленных в России гарантийных правил, которые HP допустила в отношении ремонтов КПК, Samsung — в отношении принтеров, а «Вымпелком» — при сервисном обслуживании мобильных телефонов.

В Федерации рассказывают, что Samsung предпочел урегулировать иск в досудебном порядке, а по искам «Вымпелкома» и HP суды вынесли решения в отношении «неопределенного круга потребителей». Это решение — редкий пример прецедента в российском праве, когда решение единственного суда становится обязательным для всех схожих случаев на всей территории страны.

Новой акцией Федерации по защите отечественного потребителя станет кампания «Гарантийный талон», которая, по словам ее исполнительного директора Натальи Левиной, начнется на будущей неделе. Лояльность производителей к российскому потребителю будет выявлена в два этапа. На первом из них эксперты будут проверять правила оказания гарантии на соответствие российскому законодательству, на втором — Федерация проведет мониторинг качества обслуживания сервисных центров с привлечением «тайных покупателей» и анкетированием покупателей реальных.

Программой «Гарантийный талон» будет охвачено от 60 до 70 присутствующих на российском рынке марок электроники и бытовой техники. Как объяснила CNews Наталья Левина, в это число войдут бренды всех производителей, представленных на российском рынке, причем Федерация обещает каждому из них обеспечить равные и пристальные условия мониторинга.


Начать тотальную проверку производителей Федерация пообещала на следующей неделе

Старший юрисконсульт Федерации Алексей Монахов говорит, что в области защиты прав потребителей сложилась классическая ситуация, при которой суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Хотя отечественное законодательство в этой сфере до сих пор считается одним из самых дружественных к потребителю и одним из самых жестких к производителю в мире, компании не боятся его нарушать.

Этот парадокс юрист объясняет крайне низкими санкциями, применяемыми к нарушителям закона. Например, при выявлении несоответствия условий гарантии производителя российскому законодательству, Кодекс административных правонарушений предполагает наложение на производителя штрафа не более 40 тыс. рублей. «Разумеется, при таком размере санкций в России производителям выгоднее судиться с каждым недовольным в отдельности, в отличие от США, где во избежание судебных издержек 85% конфликтов с потребителями разрешаются компаниями в досудебном порядке».

Оснований надеяться на то, что положение дел изменится, очень мало, полагает Алексей Монахов. По поправкам к Закону о защите прав потребителей можно судить о силе производительского лобби в наших законодательных органах. «С большой вероятностью можно сказать, что при утверждении поправок лучше всего защищались интересы производителей автомобилей, продуктов питания, бытовой техники и электроники. Но и в остальных сферах производства лоббирование ощущается сильно», — заявил старший юрисконсульт Федерации правовой помощи потребителям корреспонденту CNews.

Владислав Мещеряков