Марисса Майер подарила Mozilla Firefox $1 млрд денег Yahoo

Бизнес Интернет Интернет-ПО
мобильная версия
, Текст: Сергей Попсулин

Yahoo обязалась перед Mozilla выплачивать ей $375 млн ежегодно за то, что ее поисковик стоит по умолчанию в браузере Firefox для американского рынка. Особенность соглашения в том, что она продолжает действовать даже при смене собственника Yahoo и даже если поисковик Yahoo больше не будет стоять в Firefox по умолчанию.


Условия соглашения

Согласно условиям контракта, заключенного между Mozilla и Yahoo в 2014 г., Yahoo обязуется ежегодно вплоть до 2019 г. перечислять партнеру $375 млн, а Mozilla — оставлять поисковую систему Yahoo в качестве поиска по умолчанию в редакции своего браузера Firefox, предназначенного для американского рынка.

В контракте прописано, что в случае смены владельца Yahoo компания Mozilla может в одностороннем порядке отказаться от сотрудничества (если сочтет, что новый партнер ее не устраивает). Она даже может заключить поисковую сделку с новой компанией. И даже в этом случае Yahoo, согласно контракту, обязана выплачивать Mozilla те же самые $375 млн в год.

Аналитики полагают, что у Yahoo могут быть и другие секреты, которые потенциальным покупателям ее бизнеса могут не понравиться.

Смена поисковых движков

До 2014 г. основную часть выручки Mozilla, которая идет в том числе на развитие Firefox, получала от Google — за то, что поисковая система Google стояла по умолчанию в ее браузере. 

Обязанность выплачивать Mozilla $375 млн ежегодно стало неприятным сюрпризом от Мариссы Майер

В ноябре 2014 г. Mozilla не стала продлять договоренность с Google. Вместо этого компания обратилась к местным интернет-компаниям в различных странах и создала локализованные редакции Firefox, в каждой из которых стоит поисковая система локального партнера. В России — это «Яндекс», в Китае — Baidu, а в США — Yahoo.

Амбиции Мейер

Генеральный директор Yahoo Марисса Майер (Marissa Mayer) знакома с «кухней» Google, так как до Yahoo она работала в этой компании. Она знает, что установка поисковой системы Google в браузерах по умолчанию в значительной степени поддерживает поисковый бизнес этой корпорации. 

Поэтому, будучи в Yahoo, она постаралась сделать Mozilla более выгодное предложение, чтобы переманить партнера. В итоге в 2014 г. Yahoo согласилась ежегодно платить Mozilla на $75 млн больше, чем это делала Google, в обмен на то, что в достаточно популярном в США браузере Firefox поисковик Yahoo, которому рыночные позиции здесь жизненно необходимы, встанет на место Google.

Продажа Yahoo

После длительных спекуляций в феврале 2016 г. Yahoo официально объявила о намерении продать свой основной бизнес (главным образом состоит из группы сайтов, доход от которых приносит интернет-реклама). В марте компания разослала предложения потенциальным покупателям. Период приема заявок был расширен. Основной бизнес тоже включает патенты — порядка 500 полученных и около 600 заявок.

Еще один актив, который Yahoo выставила на продажу, это патентный портфель (который не включает патенты основного бизнеса). Портфель включает около 3 тыс. патентов и заявок. Компания планирует получить с него более $1 млрд.