Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Автоматизация складов: размер важнее содержания

При внедрении ИТ-решения, автоматизирующего товарный учет и управление складскими запасами, конкретная сфера деятельности предприятия зачастую отходит на второй план. Основным же критерием выбора оптимальных технологий выступает обычно размер компании-заказчика.

Размер имеет значение

Политика руководства в области организации товарного учета определяется рядом факторов, среди которых, в первую очередь, – характеристики самой продукции, предлагаемой потребителям. Специфика учета запасов и управления товаром находится в прямой зависимости от ее потребительских свойств. Приходится принимать во внимание и срок годности, и наличие изменяющихся параметров (например, массы может зависеть от влажности), и стандартные размеры или индивидуальность комплектации, и технологичность производства или изготовление на заказ,и различия между сериям или партиям одного наименования товара.

Кроме того, при принятии решения о выпуске или закупке нового вида продукции необходимо принимать во внимание ряд факторов, которые определяются окружением компании. К подобным вопросам относятся, в частности, ситуация на рынке продуктов-аналогов и законодательные нормы, обязательные для организации товарного учета конкретного вида продукции. К подобным факторам можно отнести, например, необходимость обязательного лицензирования складов, обеспечение дополнительной сертификации производства и продукции, размер и порядок расчета импортных и экспортных таможенных пошлин и т.п.

Каждая компания в той или иной мере принимает во внимание перечисленные выше особенности, поскольку одной из основных задач неизбежно является ориентация на потребителей и синхронизация с их нуждами производства и закупок товаров. В торговле сырьем и готовой продукцией все фирмы можно условно разделить в соответствии с масштабом их деятельности. Самые крупные – транснациональные корпорации (ТНК). Для этой весовой категории основной задачей в управлении запасами является стратегическое планирование и оптимизация цепочек поставок между территориально удаленными подразделениями, выполняющими различные функции: добычу, производство, складирование.

Для средних дистрибуторских компаний, работающих, как правило, на внутреннем рынке, ключевой задачей является ориентация бизнеса на потребности местных и региональных торговых оптово-розничных клиентов. Это, с одной стороны, предъявляет жесткие требования по постоянному поддержанию страховых запасов на определенном уровне, достаточном для удовлетворения возможных сиюминутных заказов. Однако, с другой стороны, для дистрибуторской компании крайне невыгодно держать на складе большие запасы продукции, поскольку при этом ухудшаются показатели оборачиваемости и снижается эффективность использования площадей.

Управление запасами сырья и готовой продукции представляет собой сложную задачу для крупных и средних торговых и производственных предприятий. Определение точного уровня необходимых резервных (страховых) запасов зависит от трех факторов:

  • возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
  • колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказов;
  • осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания клиентов.

Для разрешения вопроса об оптимальном уровне страховых запасов и увеличения эффективности управления складским хозяйством в компаниях внедряются различные автоматизированные системы. Зачастую такие решения позволяют оптимизировать не только процесс управления запасами и производством, но и предприятием в целом. Развитием концепций автоматизированного управления занимается американская некоммерческая организация APICS (American Production and Inventory Control Society). Она объединяет производителей (заказчиков), консультантов и разработчиков программного обеспечения.

Технологии автоматизации

Отдельные модули информационной системы предприятия могут выполнять функции прогнозирования спроса. Исходными данными выступают статистика за предыдущий отчетный период, размещенные заказы и заключенные на данный момент договоры на поставку. При этом одной из основных задач систем прогнозирования спроса является анализ неудовлетворенного спроса. Неудовлетворенный спрос неразрывно связан не только с процедурами резервирования товаров на складе в соответствии с заявками, полученными от покупателей, но и с такими вопросами, как ценообразование, организация взаимодействия с поставщиками и субподрядчиками, оптимизация транспортных схем, планирование финансовых потоков и бюджетирование.

Российскую DLP-систему протестировали на совместимость с ОС Astra Linux
Импортонезависимость

Нельзя рассматривать оптимизацию управления запасами сырья и готовой продукции только как локальную складскую задачу. Задача склада сводится к своевременному и качественному обслуживанию клиентов, в некоторых случаях – выписке необходимых первичных документов, обеспечению сохранности товаров и контролю соответствия реальных позиций, имеющихся в наличии, информации в системе управленческого учета (проведение инвентаризаций, контроль сроков годности, штрих-кодов, маркировка и т.п.).

Говоря об автоматизации процессов в оптовых и розничных торговых компаниях, можно выделить различные особенности в учете, связанные с основными принципами управления предприятиями различных сфер деятельности.

Крупные оптовые компании стараются достичь долгосрочной стабильности на рынке, зачастую предлагая своим ключевым клиентам – региональным дистрибуторам и розничным торговым точкам – учет их индивидуальных особенностей. Компании-оптовики, как правило, реализуют товары через менеджеров и торговых представителей. Направленность на долгие партнерские отношения, повышение качества обслуживания клиентов, улучшение сервиса – залог успеха многих компаний. Однако эти факторы, определяющие эффективность бизнеса, предъявляют дополнительные требования к информационной инфраструктуре предприятия.

Крупные иностранные торговые компании – владельцы супермаркетов и торговых центров, работающие по всему миру по единым корпоративным стандартам и правилам, – предъявляют подобные требования и к российским партнерам, выпуская различные руководства для работы с поставщиками. Объем изменений, которые в таких случаях российская компания должна внести в свою систему, порой сравним с небольшим проектом по реорганизации или реинжинирингу бизнес-процессов.

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

С другой стороны, на отечественных предприятиях, работающих на внутреннем рынке, зачастую и вовсе отсутствует понятие «бизнес-процесс». Отчасти это связано с привычками российских менеджеров, отчасти – с попытками создать индивидуальные условия работы с клиентами. Между тем, стандартизировать работу поставщиков – мечта многих разработчиков и «внедренцев» программного обеспечения, однако на практике достичь подобного стандарта можно в редких случаях. В качестве такого примера можно привести ситуацию, когда поставщик в одном из регионов занимает монопольное положение.

Очевидно, что автоматизированная система учета оптовой фирмы должна быть максимально гибкой и настраиваемой, чтобы удовлетворить все пожелания и требования клиентов и максимально упростить работу своих менеджеров по продажам и торговых представителей.

Розничные торговые точки, напротив, лишены подобного диктата «обезличенных» клиентов. Хотя, в супермаркетах и используется система дисконтных карт и накопительных скидок, товары все равно реализуются через единый торговый зал и магазин не связывает себя долгосрочными договорами с покупателями. Нет никакой гарантии, что клиент, обладающий дисконтной картой, будет постоянно покупать товары только в данном супермаркете. Тем более, по сравнению с покупкой оптовой партии товара у дистрибутора, клиент не имеет практически никакой возможности для уторгования цены у продавца розничного магазина.