Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Андрей Хромов

Андрей Хромов:

Интеграторы часто предлагают неэффективные решения

О перспективах развития онлайн торговли и ИТ-потребностях отрасли в интервью CNews рассказал Андрей Хромов, генеральный директор компании «Аристос».

CNews: Какие решения, на ваш взгляд, необходимы торговому предприятию для повышения его конкурентоспособности?

Андрей Хромов: В сегодняшней конкурентной обстановке «кто владеет информацией — тот владеет миром». Для торгового предприятия это информация о собственных ресурсах и о внешней среде. Необходимы серьезные системы учета движения товара, оплат, системы поставок и так далее.

Сейчас на рынке присутствует некоторый разрыв: есть системы для небольших бизнесов и для компаний энтерпрайз-уровня, а средний сегмент, на мой взгляд, страдает от недостатка подходящих по задачам и стоимости решений.

Хотя существуют решения, связанные с Big Data, которые более-менее просто аутсорсить. Игроки рынка, не игнорирующие данный аспект, имеют конкурентное преимущество, а именно возможность таргетированных предложений потребителям.

CNews: Каковы ваши прогнозы развития рынка ИТ в ритейле на ближайшие 3-5 лет?

Андрей Хромов: Если выделить именно отрасль электронной коммерции, то можно предположить, что значительно повысится спрос на качественные комплексные системы торговли и учета. Сейчас такие системы существуют, однако сложность их адаптации и внедрения зачастую является камнем преткновения. Рост продаж и связанный с ним рост самих игроков рынка e-commerce вскоре позволят им произвести необходимые инвестиции в эту сферу. Я надеюсь, что интеграторы, в свою очередь, наберутся опыта в сфере онлайн-ритейла и на рынке появятся усовершенствованные предложения.

CNews: Какие принципиальные изменения на рынке онлайн-торговли нашей страны произошли в 2013 году и что ожидается в 2014 году?

Андрей Хромов: Прошедший год можно назвать скорее эволюционным, чем революционным. Продолжается активный рост отрасли. Можно выделить яркое нововведение — Яндекс запустил возможность оформлять заказы непосредственно на Яндекс.Маркет. Это довольно серьезный шаг, хотя его последствия станут ощутимыми лишь спустя какое-то время. Я полагаю, что это важное событие для российских интернет-магазинов, особенно учитывая тот факт, что русские компании, возможно, смогут реализовывать свои товары через eBay.com.

CNews: Какие особенности развития ИТ в российском сегменте онлайн-торговли вы можете выделить?

Андрей Хромов: Сегодня продавцы зачастую торгуют тем, чего не имеют на складе, и поэтому покупатели не очень охотно вносят предоплату за свои заказы. Причины этих взаимосвязанных явлений кроются в некоторых проблемах при отладке систем учета и хранения товара у интернет-ритейлеров. Конечно же, проблему могут решить ИТ-системы, которые предлагают интеграторы. Однако на данный момент, как уже говорилось ранее, такие системы зачастую не так эффективны и сложны для внедрения в уже действующую систему.

Помимо прочего можно выделить и такую современную ИТ особенность рынка e-commerce, как повсеместное внедрение мобильных и web-приложений. Мобилизация населения накладывает отпечаток на все сферы торговли и онлайн-ритейлеры в первых рядах переводят свои интернет-площадки на новый, продвинутый уровень.

CNews: Насколько остро стоит проблема информационной безопасности e-trade в России?

Андрей Хромов: Интернет-магазины владеют некоторыми персональными данными, за которыми, к счастью, пока нет особой охоты. Что же касается транзакций по картам, они в большинстве случаев происходят не на сайте магазинов, а на специальных платежных шлюзах, которым большинство покупателей доверяют.

CNews: Почему электронная торговля слабо развита в регионах? Что необходимо сделать для её активизации?

Андрей Хромов: Я не стал бы говорить, что регионы сильно отстают от Москвы. Если объем продаж в регионы меньше, это не значит, что электронная торговля там слаба. Просто в регионах априори более слабый рынок: на покупки там тратят меньше денег. А с точки зрения интернет-продаж можно сказать, что регионы даже в лучшем положении: покупатели в регионах чаще вынуждены использовать предоплату и в большинстве случаев получают заказы из рук представителей курьерских служб (москвичам чаще доставляют курьеры самих магазинов) — это больше похоже на западную модель интернет-продаж.

CNews: Есть ли на рынке российского ритейла место аутсорсинговым сервисам, связанным с централизованным накоплением, обработкой и предоставлением стандартизированной информации? Например, по централизованному ведению учетных карточек на стандартные товары, продаваемые повсеместно, практически во всех торговых сетях? Нужны ли аналогичные сервисы в рамках e-commerce, для интернет-магазинов?

Андрей Хромов: Насколько я понимаю, даже на американском рынке этого не случилось, поэтом говорить об этих изменениях в России не имеет смысла. Достаточно поискать какой-нибудь товар на amazon.com, чтобы в этом убедиться.

Вернуться на главную страницу обзора