Разделы

Цифровизация

Какие ИТ-услуги нужны рознице?

В условиях укрупнения и расширения бизнеса российские розничные сети вынуждены регулярно корректировать свои ИТ-стратегии, внедрять дополнительные программные продукты, либо переходить на централизованные решения, а также поддерживать уже построенную ИТ-инфраструктуру. Все это подразумевает постоянно растущий спрос на профессиональные ИТ-услуги, доля которых устойчиво высока в общей структуре ИТ-затрат отечественного ритейла.

Сергей Белинский: Востребованы генеральные подрядчики и максимально "всеохватные" ИТ-системы

Сергей БелинскийО наиболее востребованных услугах в рознице корреспонденту CNews рассказал Сергей Белинский, руководитель направления ТНП / Торговля Центра отраслевой экспертизы SAP.

CNews: Какие ИТ-услуги, на ваш взгляд, наиболее востребованы розницей? У каких наиболее привлекательные перспективы?

Сергей Белинский: Первое – это качественное управление проектами внедрения. С одной стороны, недостаточно количество опытных проектных менеджеров, которые, как известно – половина успеха проекта. С другой, отсутствие устоявшихся проектных стандартов де-факто – все знают про PMI и ISO, некоторые – про российские ГОСТы. Но нередко клиент и подрядчик обнаруживают по результатам предпроектного обследования, что принципиально расходятся в ожиданиях от конкретных этапов, да и всего проекта.

Второе: генеральный подрядчик, "универсальный интегратор" на все работы, связанные с внедрением и поддержкой ИТ-систем ритэйлера. Розница исторически тяготела к подходу "Best-of-Breed", т.к. хорошие системы для бэкофиса, фронтофиса и др. делали разные производители. Также ритэйлерам нужна интеграция с "железом" (кассовое оборудование, мобильные терминалы и т.д.). Усложнение этих систем сейчас создает большую нагрузку на отделы ИТ, которым все труднее "стыковать" подрядчиков. В итоге, становятся востребованными как генеральные подрядчики, так и максимально "всеохватные" ИТ-системы.

Третье - наличие преднастроенных процессов и основных данных в ПО для бэк-офиса. До недавнего времени розница "увлекалась" собственными ИТ-разработками (потому что дешево). Благодаря этому ритэйлеры знают, что на действительно хорошую систему надо время, которое было у ведущих западных сетей (например, Wal-Mart), и которого нет у них – из-за бурного роста бизнеса, конкурентов и опасности прихода все тех же западных сетей. Поэтому нужны гарантии быстрого развертывания системы и успеха проекта.

CNews: Как заставить клиентов платить за ИТ-услуги? Чем компании могут привлечь клиентов?

Сергей Белинский: Как правило, "точкой входа" в компанию для поставщика является Директор по ИТ, который часто субъективно или объективно "отдален" от "реального" бизнеса. В итоге: бизнес имеет потребность, но не представляет, что уже давно разработаны решения. Директор по ИТ видел эти решения, но пытается решить задачу своими силами. Один из топ-менеджеров узнает о том, что есть суперсистема, которая "все может" и принимает не всегда всесторонне обоснованное решение. В итоге плохо всем, включая поставщика ПО (ему – из-за завышенных ожиданий клиента). Чтобы такого не было, надо объяснить Директору по ИТ, что это система представляет собой именно бизнес-решение, и помочь с аргументами для топ-менеджмента.

CNews: Что и когда выгоднее: аутсорсинг или инсорсинг?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Сергей Белинский: Коротко – аутсорсинг выгоден для процессов, которые можно хорошо формализовать и затем прозрачно контролировать по определенным параметрам, чтобы была возможность подписать с поставщиком адекватный Service Level Agreement.

CNews: Оцените потенциальную ИТ-емкость рынка розничной торговли.

Сергей Белинский: Не буду приводить конкретную цифру. Скажу только, что мы оцениваем ее очень высоко и агрессивно инвестируем в людей и разработки для российского рынка. Розничная торговля – одна из трех приоритетных отраслей для нашей компании как в России, так и в мире (всего мы работаем более чем с 25 отраслями).