Спецпроекты

Поисковый бизнес заявил об «угрожающей дыре» для накруток в «Яндексе»

Интернет Бизнес E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы
Согласно отчету исследовательской организации Sealytics, существующая возможность недорогой накрутки поисковых подсказок в «Яндексе» угрожает выручке и вредит качеству рынка поисковой оптимизации.

Малоизвестная «лазейка» в поисковых механизмах «Яндекса» может угрожать поисковому рынку, полагают исследователи из Sealytics, которые провели исследование «Аномалии в подсказках Яндекс».

По мнению исследователей, «Яндекс» оставил в алгоритмах выдачи «дыру», позволяющую манипулировать показом подсказок, выпадающих при наборе поискового запроса. Как оговариваются авторы отчета, вопрос умышленности существования этой «дыры» остается открытым.

Sealytics - это созданное в середине 2013 г. объединение четырех некрупных оптимизаторских компаний - «Скобеев и партнеры», Studio oneTOUCH, «Ваш партнер», Traffic Lab и известного SEO-активиста Сергея Людкевича.

Признаками явной манипуляции (накрутки) выпадающими подсказками авторы отчета из Sealytics считают появление подсказок с названиями коммерческих организаций на более высоких позициях, чем у подсказок, состоящих из нейтрального слова, совпадающего с поисковым запросом.

В качестве типичной иллюстрации такой накрутки исследователи приводят показ подсказки «Грузовичкофф» (название компании, оказывающей услуги по перевозке) выше слова «грузоперевозка» при наборе первых букв одноименного запроса.

Дополнительным признаком накрутки Sealytics называет аномально высокую частоту поисковых запросов, содержащих название компании. Так, согласно данным сервиса wordstat.yandex.ru, запросы с конкретным назаванием компании грузоперевозок в декабре 2013 г. встречались на «Яндексе» в 20 раз чаще, чем запрос поиска по слову «грузоперевозки».


Пример манипуляции выпадающими подсказками из отчета Sealytics. Название «Грузовичкофф» показывается выше слова «грузоперевозки»

Авторы отчета приводят три примера аномального поведения подсказок: они связаны с поиском по словам «грузоперевозки», «авиабилеты» и «аптека». Сергей Людкевич, чьим именем подписано исследование Sealytics, говорит, что признаки накруток можно наблюдать на сотнях запросов.

Описанные Sealytics аномалии эпизодически воспроизводятся как в поиске «Яндекса», так и, отчасти, в поиске Google. Заостренность своего отчета именно на поисковом движке «Яндекса» исследователи объясняют его высокой долей на российском рынке и, соответственно, его значимостью для отечественного рынка SEO.


Пример манипуляции выпадающими подсказками при запросе «апте». Подсказки «Аптекамос ру» и «Аптека диалог» показываются выше слова «Аптека»

Недорогие накрутки поисковых подсказок несут угрозу «качественному SEO», говорят в Sealytics. Поскольку накрутка подсказок не требует дорогостоящих работ с оптимизацией текстов и юзабилити, а может быть ограничена написанием скриптов для обращения к поисковикам с нужными запросами, увлечение оптимизаторов этим недорогим инструментом продвижения неизбежно скажется на рынке.

Константин Скобеев из компании «Скобеев и партнеры» - участника Sealytics - оценивает возможные потери для рынка SEO «в несколько миллионов долларов» - «но только после отмены «Яндексом» ссылочного ранжирования».

Напомним, что в декабре 2013 г. глава отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский объявил, что в начале 2014 г. поисковик перестанет учитывать при ранжировании коммерческих запросов внешние ссылки, которые до сих пор оставались одним из главных инструментов продвижения сайтов в поисковой выдаче.

По мнению Садовского, «ссылочная реформа» должна переориентировать рынок с «махровой оптимизации» в сторону интернет-маркетинга: оказанию услуг по улучшению юзабилити, повышению конверсии посетителей в покупателей и т.д.

Однако, по словам Сергея Людкевича, «Яндекс» рискует упустить ситуацию с рынком подсказок так же, «как это произошло в середине нулевых с рынком коммерческих ссылок». Есть реальная угроза того, что после отмены ссылочного ранжирования, ссылочные бюджеты перетекут в накрутку поведенческих факторов, что повлечет новый виток гонки бюджетов на SEO, полагает он.

Помимо угрозы для рынка, говорит представитель Sealytics Илья Каверин, «накрученные» подсказки дают простую и недорогую возможность манипуляции общественным мнением: «Продвинуть подсказку вроде "Некий банк ворует деньги с карточек" можно сравнительно легко, а "отмываться" банк будет очень долго и дорого».

Как говорит Илья Каверин, вопрос о накрутках поисковых подсказок и о перспективах борьбы с ними поисковика Sealytics задавал сотрудникам «Яндекса» на закрытых профессиональных форумах, однако, ответа не получил.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не согласна с выводами исследования. Она заявила CNews, что «в Sealytics ошиблись еще на уровне методологии». По ее словам, авторы отчета не учли, что на ранжирование поисковых подсказок влияет множество факторов, например, город, в котором находится пользователь.

Сравнивать поисковые подсказки с данными из wordstat неверно, так как wordstat дает предварительный прогноз на количество показов за определенный месяц, а подсказки представляют популярные запросы. В целом, на взгляд «Яндекса», выводы исследования основаны на случайных примерах и неточностях, и не показывают явного тренда.

На вопрос CNews, наблюдает ли «Яндекс» в преддверии перемен на рынке поиска рост интереса оптимизаторов к накрутке поисковых подсказок, Ася Мелкумова отказалась «комментировать гипотезы о накрутках».

CNews обсудил тему манипуляции поисковыми подсказками со специалистами трех крупных SEO-компаний, и каждый из них подтвердил существование такой практики.

SEO-специалисты рассказали, что этот метод поисковой оптимизации действительно малозатратен, и позволяет исполнителям демпинговать: «Периодически клиенты говорят: А почему у вас такое дорогое продвижение? Мне вот тут предлагали накрутить подсказки, получается дешево и выгодно».

Впрочем, говорят они, в настоящее время «этой дыркой пользуются не слишком много людей». Не исключено, что после отмены «Яндексом» ссылочного ранжирования, этот инструмент станет популярнее, полагают оптимизаторы.

Двое из из трех собеседников CNews инвертировали рассказ Sealytics об обсуждении проблемы накруток с «Яндексом» на закрытых профильных ресурсах: «Яндекс на закрытых форумах просит присылать примеры, но присылают их не очень охотно, так что и дырки не все закрываются».