Спецпроекты

Ноутбуки: Россия осталась без лидера

Бизнес Интеграция
Во втором квартале 2007 года на российском рынке ноутбуков произошла коллизия: по данным аналитиков Gartner, первенство принадлежит компании Asus, а IDC и ITResearch считают лидером Acer. Ситуацию, при которой в России отсутствует единоличный лидер, аналитики объясняют различными методиками сбора данных от вендоров. По данным Gartner, во втором квартале 2007 года на российский рынок было поставлено около 482 тыс портативных компьютеров, что на 43% больше, чем в аналогичном периоде 2006 года, и на 22% меньше, чем в первом квартале текущего года, когда было продано 622 тыс устройств. В целом, квартал был «провальным», и многие вендоры сократили свои отгрузки по сравнению с началом года, что и привело к сокращению всего рынка в целом в прошедшем периоде. На этом фоне впервые за последние два года Asus перестал быть «догоняющим» лидера. Показав почти троекратный прирост продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года, вендор увеличил свою долю в два раза – до 29% - и опередил своего конкурента – компанию Acer, которая заняла вторую позицию в рейтинге с долей в 27% (22,5% в первом квартале прошлого года).

Впрочем, такому результату в Merlion – крупнейшей российской дистрибьюторской компании – не удивились. «Ситуация была прогнозируема, - рассказала CNews Ирина Шеховцова, директор по связям с общественностью компании, - действительно, по сравнению с очень агрессивным первым кварталом Acer сократила свои отгрузки. Поэтому сложившаяся ситуация могла стать следствием неравномерности закупок дистрибьюторами. Следовательно, говорить о том, кто реально является лидером российского рынка, можно только по итогам года, когда эта неравномерность будет сглажена». В другой дистрибьюторской компании, напротив, сомневаются в достоверности данных Gartner, а небольшая разница между первым и вторым игроком на рынке может быть вызвана «аналитической погрешностью»: «Acer не снижает свою активность на рынке, а наоборот, сейчас особенно сильно работает с каналом, увеличивая количество своих маркетинговых инициатив. По масштабности работы по продвижению своей продукции Asus пока не может сравниться с Acer».

В самой Acer настаивают на своей первой позиции на российском рынке. «Gartner не проверяет данные от производителей, да и не имеет возможности это сделать, так как не имеет, в отличие от IDC, представительства в России, - пояснил CNews Глеб Мишин, глава российского представительства компании. - Если комментировать нашу цифру, то разница с первым кварталом обусловлена переходом на новый дизайн всех наших продуктовых линеек ноутбуков, поэтому мы уже прекратили поставки в "старом" дизайне и готовили склады дистрибьюторов к "горячему сезону" вместе с "новым" дизайном». Поясним, следуя аналитике Gartner, вендор, по сравнению с первым кварталом 2007 года сократил свои отгрузки почти на четверть. Asus, в свою очередь, увеличила продажи на 10% - со 126 тыс. ноутбуков в первом квартале до 140 тыс. во втором.

Между тем, как рассказали CNews представители двух компаний - участников рынка, по предварительным данным другого аналитического агентства – IDC, объем рынка во втором квартале был меньше – около 467 тыс, а Acer – сохранила свое лидирующее положение с долей около 28% (130 тыс ноутбуков). Расхождения в первой тройке вызваны довольно существенными различиями в данных. Так, согласно IDC, компания Asus поставила на рынок на 30 тыс ноутбуков меньше, чем считает Gartner. Поэтому Asus оказался на втором месте с рыночной долей в 23,5%. Комментарии в российском офисе Asus получить не удалось. На третье место IDC ставит российского игрока – компанию Rover – 10,5%.

Уверенности в вопрос, кто является лидером на российском рынке во втором квартале 2007 года, внесла исследовательская компания ITResearch. По мнению аналитиков, Acer по-прежнему является «номером 1» в России, а объем всего рынка составляет 430 тыс. ноутбуков. Василий Мочар, замдиректора компании, считает, что разница в оценке рынка могла быть вызвана различиями в методологии подсчета данных. «В отличие от методики западных агентств, наш отчет имеет формат не sales in, a sales out. Мы считаем реально ввезенные, растаможенные и проданные реселлерам объемы, т.е. оцениваем реальную текущую емкость рынка», - отметил эксперт.

По данным Gartner, Toshiba занимает третье место с долей в 10%, Dell и Fujitsu/Fujitsu Siemens владеют примерно 5% рынка каждый. Единственный крупный российский производитель – Rover - оказался за пределами первой пятерки: вендор почти в 5 раз сократил свою долю на рынке и контролирует сейчас 4,6% рынка против 21% в аналогичном периоде прошлого года.

Учебный центр CNews: «Стартап-менеджмент – новый подход к решению сложных задач в условиях жесткой конкуренции» 16 - 17 августа