Лазерная ПРО: проблемы и перспективы
Из-за технологических проблем программа создания лазера воздушного базирования ABL понижена в статусе до программы демонстрации технологии. Но это не помешает США продолжать работы по созданию тактического воздушного лазера. По заявлению представителя ВВС США, многомиллиардная программа создания противоракетного лазера воздушного базирования ABL понижена до статуса демонстрации технологии. Ранее самолет с лазерным оружием рассматривался Пентагоном в качестве основного средства уничтожения стартующих ракет на начальном участке траектории полета.В текущем году предполагалось принять решение о закупке второго самолета в дополнение к действующей лаборатории на базе самолета Boeing B-747400. Согласно новым планам, агентство противоракетной обороны (MDA, Missile Defense Agency) сначала продемонстрирует реальный перехват стартующей ракеты лазерным лучом с борта самолета, и только потом будет рассмотрен вопрос о степени готовности технологии и заказе дополнительных самолетов.
Когда в 1996 году министерство ВВС США начинало работы по проекту ABL, общая стоимость программы оценивалась в $2,5 млрд. Планировалось создать два прототипа и после испытаний построить еще 5 самолетов для размещения на двух военных театрах. Первые испытания ABL были запланированы в 2003 году, затем перенесены на 2005 год. В соответствии с новыми планами Пентагона покупка второго
На борту B-747400 будет установлен химический лазер COIL (chemical oxygen iodine laser) мегаваттной мощности, построенный компанией
В боевой обстановке самолет ABL должен обнаружить стартующую ракету по внешнему целеуказанию или самостоятельно с помощью пассивных оптических датчиков, затем навести на топливные баки ракеты луч бортового маломощного лазера системы подсветки и целеуказания и включить боевой лазер высокой мощности для уничтожения цели.
В связи с неясным будущим программы ABL управление ПРО параллельно приступило к разработке кинетических перехватчиков (KEI Kinetic Energy Interceptor) ракет на начальном участке их полета. Но если в 2008 году лазерный самолет должен показать свои способности в перехвате ракет, то кинетические снаряды KEI должны только продемонстрировать возможности двигательной установки.
По данным прессы, основной проблемой, с которой столкнулась программа ABL, является избыточный вес лазера COIL, который остается слишком большим даже для гиганта B-747. Кроме того, не решены технологические вопросы компенсации атмосферных неодноростей, препятствующих удержанию луча лазера в одной точке.
#gallery# |