Разделы

Телеком Беспроводная связь Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

В России создают систему спасения морских судов на отечественной элементной базе

В России начали разработку оборудования на отечественной элементной базе для спасения морских судов. На данный момент по большей части такие устройства на российских судах — зарубежные. К 2025 г. предполагается серийно производить в России такие устройства и обязательно их устанавливать на отечественные суда.

Импортозамещение в судостроении

Как выяснил CNews, в России начали разработку радиооборудования на отечественной элементной базе для спасения морских судов. Опытно конструкторские работы для этих целей в рамках тендера заказал Центральный научно-исследовательский институт «Курс». Информацию об этом можно обнаружить на сайте госзакупок.

Оборудование относится к Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Архитектура такой системы гарантирует, что судно, терпящее бедствие в любой точке мирового океана, должно всегда быть услышанным и могло дать ответ. ГМССБ состоит из разных систем связи, включая спутниковую, наземную и судовую радиосвязь. В нее входят устройство передачи сигнала бедствия, радиолокационный ответчик, радиолокатор, система передачи местоположения и т.д.

«Анализ рынка радиооборудования ГМССБ показал, что предприятия отечественной промышленности производят незначительное количество приборов и систем средств ГМССБ и серийно их не выпускают, а в основном, занимаются установкой и обслуживанием зарубежных образцов аппаратуры ГМССБ на гражданских судах России», — говорится в техническом задании.

Заказчик работ («Курс») занимается проблемами системного проектирования корабельного и судового радиоэлектронного оборудования, а также является разработчиком и интегратором судовых и корабельных радионавигационных систем.

Когда ждать российское оборудование

В техзадании говорится о серьезном отставании отечественной аппаратуры на мировом рынке в данном сегменте промышленности и об отсутствии разработок перспективного радиоэлектронного оборудования с использованием прогрессивных технологий.

Создается отечественное устройство для спасения морских судов

Разрабатываемое радиооборудование будет представлять собой блок приемопередатчика и блок управления, осуществляющих прием и передачу сигналов для обеспечения ГМССБ. Изделие должно в кратчайший срок передавать и принимать оповещения о бедствии, срочности и безопасности судна.

Результаты работы предполагается использовать для подготовки и последующего серийного производства радиоустановки и для обязательного ее внедрения на отечественные морские суда. Сроки внедрения, согласно техзаданию, установлены не позднее 2025 г.

Изготовление данной техники предусмотрено госпрограммой «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» и стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 г.

Подробности тендера

Тендер на упомянутые работы опубликован 17 мая 2022 г. в формате открытого конкурса, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Заявки принимаются до 2 июня, итоги конкурса будут подведены 9 июня. Максимальная цена договора может составить 52,8 млн руб.

Исполнителю предстоит разработать комплект необходимой документации, а также изготовить и провести испытание опытного образца изделия с цифровым избирательным вызовом на отечественной элементной базе. Работы должны быть завершены до 1 октября 2023 г.

Состояние отрасли

Текущее состояние средств связи на внутренних водных путях России оставляет желать лучшего, отметил гендиректор компании «Навмарин» (разрабатывает решения навигации и радиосвязи на морском флоте) Алексей Мигалин. По его словам, назрел вопрос модернизации речной связи с применением цифровых технологий.

Денис Кучаев, EvaTeam: Мы сделали возможным тотальный отказ от Jira
цифровизация

Согласно информации из открытых источников, включая перечень одобренных изделий на официальном сайте Российского морского регистра судоходства, доля отечественного оборудования ГМССБ на текущий момент составляет порядка 10%. Доля зарубежных изделий в секторе судового оборудования ГМССБ является подавляющей и составляет порядка 90%, отмечают Мигалин.

«Зарубежные производители прекратили отгрузки оборудования и предоставление различных сопутствующих услуг, что напрямую влияет на возможность судов осуществлять навигацию как таковую», — говорит Мигалин. — Ярким тому доказательством является запрет на поставку электронных навигационных карт, судоходство без которых по морским путям сейчас в принципе невозможно».

По его мнению, зарубежные производители судового радионавигационного оборудования, включая средства ГМССБ, за последние годы заняли прочное место на российском рынке и отечественные аналоги составляют им слабую конкуренцию. «Сейчас ситуация изменилась и для обеспечения требуемого уровня предложения на рынке судовой электроники отечественным производителям безусловно нужна поддержка со стороны государства», — говорит Мигалин.

Кристина Холупова