Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Управление ремонтами: трудно, но выгодно

Доля затрат на тех. обслуживание на предприятии составляет 10-50% себестоимости продукции. Внедрение систем управления ремонтами - сложная задача, но при ее успешном решении можно сэкономить действительно много. На вопросы CNews о перспективности управления ремонтами отвечает директор по развитию компании "Деснол Софт" Сергей Овчинников.

CNews: Насколько высока стоимость проекта управления активами?

Сергей Овчинников: Смотря как подходить к проекту. Стоимость проектов обычно от нескольких сотен тысяч долларов до 2-3 миллионов для крупных структур. Чтобы рассчитать эффективность проекта, необходима информация, а ее нет в доступном для анализа виде, нужна автоматизация. Получаем замкнутый круг. Это сильно усложняет принятие решения. Но теперь такие проекты стали значительно доступнее с появлением решения на базе платформы "" 8.0. К сожалению, до сих пор среди крупных предприятий отношение к данной платформе не является серьезным, хотя ей вполне под силу решать такие задачи. Функции "тяжелых" решений далеко не всегда используются на практике. Редко использование функционала таких систем превышает 40%. К тому же опыта внедрений в России не так много – тема достаточно новая даже для развитых стран, современные концепции сформированы уже в нашем веке, а программное обеспечение не старше нескольких лет!

Стоимость решения складывается из стоимости консультантов, программного обеспечения, стоимости интеграции и обслуживания. В случае выбора решения на платформе "1С" стоимость проекта снижается за счет: стоимости консультантов – для "1С" затраты будут в два раза ниже; стоимости программного обеспечения - решение на "1С" будет в десятки раз дешевле; стоимости интеграции: "1С" – открытая платформа, число проектов по интеграции исчисляется тысячами, а современные системы АСУТП поддерживают основные протоколы; стоимости внесения изменений и дальнейшего обслуживания - здесь "1С" нет равных в России: специалиста можно найти во всех городах России, доступная стоимость обучения. За счет жесткой конкуренции на рынке "1С" стоимость работы специалиста сравнительно низка.

Решения по управлению активами и ремонтами не являются "сильно интегрированными" с другими системами: для получения информации от датчиков при планировании ремонтов "по состоянию" надо не так много информации, для хранения "продвинутой" проектной документации начинают все чаще использовать специализированные системы. К тому же сопровождение сильно интегрированных решений обходится значительно дороже, а целесообразность такой интеграции является большим вопросом, даже для западных предприятий.

На сегодняшний день нами реализован в "1С" следующий функционал: ведение реестра оборудования, паспортов, материалов; формирование, ведение и контроль графиков ремонтов, поверок, обслуживания, в том числе схема "ремонты по состоянию"; формирование и контроль нарядов на работы; ведение смет на ремонты; бюджетирование ремонтов; формирование плана закупок МТО; ведение первичной документации: договоры на работы, поставку оборудования; возможность интеграции с бухгалтерской системой; формирование необходимой отчетности. Тем не менее, если у предприятия есть веские основания выбрать "тяжелую" платформу, то решение на базе "1С" 8.0 может быть прекрасным макетом или прототипом, позволяющим построить все процессы, существенно снизить проектные риски.

Выбор платформы, конечно, не определяет стратегию внедрения. Необходимо провести анализ вариантов увеличения эффективности, понять ключевые точки "приложения сил", выявить места скорейшей отдачи. Проведение двух-трех "мозговых штурмов" позволяет запустить механизм, при котором большое число сотрудников "включается" в процесс оптимизации затрат и увеличения отдачи активов. Часто на совещаниях звучат вопросы "А почему мы раньше не делали так?". Были случаи окупаемости проекта еще до установки системы: ликвидировали 50% складских помещений и внимательно проанализировали результаты инвентаризации. В результате сэкономили еще и на автоматизации этих складов, уменьшили число рабочих мест и ускорили проект.

CNews: На что следует обратить внимание ИТ-службе при внедрении системы управления ремонтами?

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Сергей Овчинников: С точки зрения автоматизации проекты являются достаточно объемными. В то же время, вопросы по организации процессов, в силу большого влияния контролирующих органов, решаются проще. Проще найти "союзников" проекта, часто достаточно объяснить функционал системы.

Если выбрать платформу "", проект получается не столь затратным, особенно на первой, самой рискованной стадии. Что тоже облегчает принятие решения о запуске проекта. После подготовки концепции и технического задания остро встают вопросы готовности нормативной документации: паспортов на оборудование, наличие нормативов. Здесь необходима тесная работа с технической службой предприятия.

Разумно привлечь консультанта как на стадии подготовки процессов: получить определенный опыт, как наиболее просто построить работу и сформировать нормативную базу. Как правило, ресурсов технических служб просто не хватает на формирование столь огромной базы. Следует обратить внимание на общую подготовку пользователей: технические службы часто не избалованы передовыми технологиями и больше работали с системами АСУТП, чем с управленческими системами. В ходе проекта часть работы, выполняемой бухгалтерией и МТО, перейдет в техническую службу, что будет разумно, но окажется новой задачей для технического персонала. С другой стороны, работа с другими службами предприятия станет более прозрачной и простой. Специалистам отделов АСУ не стоит пугаться новых терминов и пользователей, технические службы очень быстро станут союзниками проекта.

Наша компания "Деснол софт" проводит регулярные семинары на тему управления ремонтами. Ближайший состоится 18 мая, приглашаем всех заинтересованных!