Разделы

Бизнес Законодательство

Станем ли мы "информационным обществом"?

17 мая отмечался Всемирный день электросвязи и информационного общества. К сожалению, сверхпопулярный термин "информационное общество" преимущественно не воспринимается как научный, а вовсю используется в политических или экономических интересах. Что реально мы отмечаем в этот день, и станет ли когда-нибудь общество информационным?

Информационное общество Кастельса гораздо более мрачное и противоречивое, нежели описание информационного этапа постиндустриальной эры по Беллу, однако и в этом случае новую эпоху отличают исключительно количественные характеристики. Вряд ли имеет смысл вводить новое понятие информационного общества, если оно всего лишь является разновидностью имеющихся в настоящее время общественных отношений, как бы их не градуировать: капитализм или постиндустриальная эпоха. Информационные технологии даже при взрывном характере их развития сами по себе не могут изменить социальную организацию общества. Они не способны ни усилить существующих противоречий, ни ослабить их, однако они в состоянии создать основу для изменения общественных отношений. И такой основой является автоматизация рутинного и физического труда с одной стороны и полномасштабный доступ ко всей информации, накопленной человечеством, с другой. Безусловно, еще очень рано говорить о том, что эта основа существует, но тенденция к ее формированию очевидна, и в той или иной мере теоретики информационного общества указывают на эти обстоятельства.

Полная автоматизация, абсолютная открытость

Сетевая структура общества и производительных сил, складывающаяся в последние десятилетия, глобализует общественные отношения. Транснациональные корпорации, преследуя исключительно частные интересы повышения эффективности, способствуют развитию инфраструктуры не только развитых стран, но и отсталых регионов, в которых располагаются их филиалы. В свою очередь, развитие мобильных средств связи и сети интернет разрушает национальные и государственные рамки, интернационализируя аудиторию медийных и информационных агентств, предоставляет возможность формирования многообразных сообществ по интересам. Безусловно, сетевые коммуникации, в первую очередь, предназначены для того, чтобы дать корпорациям больше инструментов в организации своего бизнеса и получить дополнительные возможности для присвоения чужого труда, но с другой стороны эти же телекоммуникации упрощают и делают доступным обмен информацией между людьми независимо от их государственной или национальной принадлежности.

Требования бизнеса к прозрачности и доступности информации, необходимые для повышения эффективности управления, приводят к формированию глобальных информационных баз данных, доступ к которым предоставляется партнерам и клиентам. Выход на международные финансовые рынки требует от корпораций четкой поведенческой дисциплины информирования о своих действиях. Фактически формируется технологическая структура будущего общества, в котором не будет "закрытой" информации, необходимой в настоящее время для конкурентной борьбы, а партнерами и клиентами компаний будут выступать все члены общества. Интеграция информационных систем коммерческих и государственных структур также создает основу единства в обмене информации в будущем. Насколько быстро будет протекать процесс информационного "открытия" бизнеса и государственных структур обществу – тяжело сказать, трудно даже поверить в такое. Однако технологические основы закладываются уже сейчас.


Информационное общество не утопично хотя бы потому, что принципы его организации имеют исторические корни

Вытеснение рутинного труда за счет автоматизации и технологические достижения в части глобализации доступа к накопленной информации создают основу формирования будущего информационного общества, в котором появится возможность оперативно получить информацию обо всем, что происходит или происходило с любым человеком или сообществом в любой точке планеты. Это касается раскрытия информации о планах развития и итогах деятельности корпораций, обнародования данных обо всех государственных расходах и о любых намерениях властных структур, доступа к информации о действиях близкого нам человека или доходах соседа. Причем такая информация будет доступна без ограничения каждому жителю планеты. Доступность информации будет столь же естественной, какой сейчас является общение между людьми на улице (хотя и были времена, когда сословные или кастовые различия не позволяли людям запросто общаться). Информационное общество – это такая самоорганизация людей, в которой рутинная, нетворческая деятельность автоматизирована, а вся информация, накопленная человечеством, доступна каждому.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Фантастика?

Не надо объяснять, что столь фантастически устроенная жизнь радикально отличается от современной. Говорить сейчас о том, что мы живем в эпоху информационного общества – нелепо, но очевидно, что историческая логика эволюции ведет человечество именно к такой самоорганизации, а элементы будущего общества все больше и больше проступают в различных видах человеческой деятельности: в бизнесе, в государстве, в обществе. Раскрытие информации невозможно при наличии хоть какого-то ущерба, приносимого открытостью. Тайна как инструмент соревнования между государствами, корпорациями и людьми должна отмереть, а это нереально осуществить только на основе внедрения новых технологий (хотя распространение информации во всемирной сети и иллюстрирует, пусть и в зачаточном виде, будущую свободу информации). Информационная прозрачность общества будет требовать особой организации людей, построенной не на подавлении и неравенстве, а на основе раскрепощения творчества каждого индивида. Нетрудно понять, что в информационном обществе изменения коснутся не только общественных отношений, когда нельзя будет быть первым только за счет обладания важной информацией, а любые властные действия будут прозрачными, но и общечеловеческой морали, семьи, да и личности в целом.