Разделы

Бизнес Техника

Широкий формат покорил рынок мониторов

В уходящем году отрасль мониторов наконец-то нашла путь к гармоничному сочетанию потребительских характеристик. Это привело не только к обеспечению определенного уровня дифференциации продукции, но и к волне ускоренной замены многих и многих ранее проданных ЖК-мониторов. Сейчас уже явно назрел спрос на мониторы нового типа – широкоформатные. Компания ITResearch исследовала ситуацию и перспективы этого оборудования на российском рынке.

Основным событием в "мониторостроении" 2006 стало завоевание рынка широкоформатниками. Линейки таких мониторов почти одновременно выпустили все ведущие мировые производители. Но главной особенностью этого процесса стал не форм-фактор, а более чем приемлемая ценовая политика, позволившая широкоформатным аппаратам фактически оккупировать рынок.

Завоевание рынка

Практически не вызывает сомнений, что наилучшим требуемым сочетанием потребительских свойств вкупе с приемлемой стоимостью сейчас обладают широкоформатные (с отношением сторон 16:10) 20-дюймовые мониторы с рабочим разрешением 1680х1050, и 19-дюймовые – с разрешением 1440х900.

Помимо форм-фактора, позволяющего расширить возможности пользователей, такие аппараты обладают высоким разрешением и вследствие этого способны прекрасно справляться с широким спектром профессиональных задач. Можно с уверенностью утверждать, что отрасль "мониторостроения" на этот раз сработала с завидной оперативностью. В течение первого полугодия 2006 г. на российском рынке мониторов было анонсировано более 100 новых моделей (не считая модификаций), что дает стандартное, примерно 20%-ное обновление всего текущего товарного наполнения рынка.

Структура товарного предложения широкоформатных мониторов с различной величиной диагонали,
Россия, 1 полугодия 2006

Структура товарного предложения широкоформатных мониторов с различной величиной диагонали, Россия, 1 полугодия 2006

Источник: ITResearch, 2006

При этом обновление в сегменте широкоформатных моделей на данный момент существенно более интенсивное, чем в целом по рынку. Кстати, и продажи широкоформатных устройств растут опережающими темпами. Например, 20-дюймовые ЖК-мониторы, продажи которых начались лишь в декабре прошлого года, в течение 9 месяцев текущего года показали увеличение объемов почти в 10 раз по сравнению с уровнем января.

Главная особенность данного процесса состоит в том, что в начале 2006 г. в линейках почти всех ведущих производителей мониторов появились именно широкоформатные 19- и 20-дюймовые модели, которые помимо конкурентных технических характеристик обладали одним, чрезвычайно важным свойством: существенно более низкой стоимостью по сравнению со "старыми" устройствами формата 4:3 (ранее присутствовавшие на рынке широкоформатные мониторы с диагональю 17, 23 и 24 дюйма к доступным решениям отнести нельзя было при всем желании).

Появились также "бюджетные" 21-, а совсем недавно – и 22-дюймовые решения, правда, с разрешением "всего" 1680х1050 (как у "двадцатки"). То же разрешение при большей величине экрана означает, что у таких аппаратов чуть больше размер пиксела матрицы, следовательно, они несколько комфортнее для пользователей с ослабленным зрением. По отношению к данным экспериментам хочется, правда, выразить определенный скепсис, но все же такие устройства обладают именно этим важным свойством.

Возникновение новых потребностей

Высокотехнологичное оборудование (в том числе и мониторы), при всей специфике подчиняется общерыночным законам, по которым значительное снижение цен обязательно расширяет спрос за счет "подключения" новых сегментов потребителей. Однако данное расширение не просто (как обычно) идет по пути вовлечения менее обеспеченных категорий покупателей, а дает мониторам выход на новые, обширные целевые рынки, в частности – на "домашний".

Что бы ни говорили о росте спроса на ИТ-оборудование для нужд бизнеса и организаций (в том числе государственных), основные объемы потенциальных продаж ожидаются именно на "консьюмерском" рынке. В особенности это справедливо для России, где до недавнего времени влияние конечных потребителей было крайне незначительным, но с каждым днем все усиливается. При этом если у организаций спрос на мониторы в значительной мере уже носит вторичный характер (на замену), то на домашнем рынке превалируют "первичные" продажи.

Проникновение компьютеров в частную жизнь идет неумолимо, и до недавнего времени основным локомотивом данного процесса был интернет. Всемирная Сеть по-прежнему является основным фактором роста домашнего рынка компьютеров (и мониторов, естественно), но акцент, очевидно, смещается с коммуникационной сферы в сторону развлекательной. Соответственно, все разработчики оборудования для домашнего рынка должны учитывать этот вектор развития, и конкурентное преимущество получают именно те производители, чья продукция позволяет пользователям наилучшим образом совмещать работу, коммуникации и развлечения, то есть именно широкоформатные мониторы.

Изменение структуры продуктового предложения

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Поскольку основное обновление широкоформатников происходило за счет 19- и в особенности 20-дюймовых моделей, всего за полгода структура товарного предложения в данном сегменте изменилась кардинально. Если на начало 2006 г. 17-дюймовые модели составляли без малого 30% ассортимента, то к середине года их доля снизилась до 12% с очевидным трендом к полному выведению таких устройств с рынка. На то есть множество оснований, самое главное из которых – их размер. Они слишком маленькие, чтобы быть сердцем домашнего центра развлечений.

Значительное сокращение доли показывает и самый "старый" из широкоформатных сегментов – 23-дюймовые аппараты. Участью подобных устройств всегда было или профессиональное применение (препринт, САПР, биржи…) или же – на стол руководству.

Однако сейчас с представительскими целями столь же хорошо справляются остальные типы широкоформатных аппаратов, и лишний дюйм уже не играет той роли. Что же касается профессиональных целей, то здесь основной прогресс в улучшении качества изображения наблюдался в мониторах со стандартным форматом и диагональю 21 дюйм, которые по умолчанию фактически стали базовым продуктом для консервативных профессионалов, тяжелее всего переходящих на новые форм-факторы.

К середине 2006 г. несомненным лидером по представленности стал сегмент 20-дюмовых устройств, которые сейчас обеспечивают почти 40% товарного предложения рынка.

Структура товарного предложения

Очевидно, что широкоформатники образуют main stream отрасли и уже сейчас рассматриваются в качестве реальной альтернативы "стандартным" 19-дюймовым SXGA-аппаратам. Единственным фактором (помимо возможностей производства поставить необходимое количество продукции), который может замедлить аннексию рынка с их стороны, является стоимость. Но здесь происходят потрясающие ценовые подвижки, и уже сейчас можно увидеть 20-дюймовые аппараты по цене менее 400 долл. А в следующем году вполне реальным представляется 300-долларовый уровень, при котором можно ожидать действительно массовых продаж.

Растет и доля 19-дюймовых широкоформатников, которые в отличие от "старших" собратьев нацелились на сегмент low-end, уже прямо сейчас предлагая ценовые уровни, недоступные многим 17-дюймовым SXGA-устройствам.

Вместе с тем у широкоформатных мониторов появился серьезный противник: буквально в течение несколько последних месяцев ряд вендоров (Acer, Samsung, ViewSonic) выпустили 20-дюймовые модели со стандартным (4:3) форматом, но с малым разрешением (1400х1050 вместо 1600х1200) и с крайне агрессивной ценой. Из теории "разрывов" следует, что если продукт "слишком хорош", то пользователи в основном выбирают решение дешевле. Здесь же мы имеем как уменьшение собственно "разрыва" (разрешение ниже), так и ценовой "дельты", что делает подобные мониторы более чем грозными противниками в борьбе за покупателя будущего.

Более подробную информацию можно найти в аналитическом материале компании ITResearch "Начало нового цикла. Наступает эра широкоформатных мониторов".

Василий Мочар