Россия топчется у Рубикона: итоги круглого стола
Возможно, основным итогом работы Круглого стола «Россия у Рубикона: чем обернется отмена ограничений на GPS и точные карты?» явилась констатация разделяемого в той или иной мере абсолютным большинством экспертов ощущения неопределенности, нависшего над отраслью и страной. Как будут сниматься ограничения на доступ граждан России к точным геоданным и как будет организован этот процесс, что именно станет доступным, а что нет – по-прежнему неясно. Нет даже точной уверенности в том, что ожидаемая отмена произойдет именно к 1 января 2007 года, как было обещано на правительственном уровне.Смысл и назначение географии непонятны значительной части населения России, отмечал еще Фонвизин – в чем-то он оказался, к сожалению, пророком.
Свой подход к обеспечению безопасности предложил Андрей Балагуров (юридический центр «Законный Бизнес»). Указав на неоднозначность и внутреннюю противоречивость существующей методологии ограничений доступа к геоданным, он предложил закрывать доступ не собственно к данным дистанционного зондирования (ДДЗ) по их техническим параметрам, но к данным с определенных космических аппаратов вообще. В этом случае статус ДДЗ будет определяться тем, насколько пунктуально выполняется требование по ограничениям на съемку определенных районов отечественной территории. В таком подходе есть резоны – желание торговать данными в России должно органично увязываться с соблюдением законов и интересов России. Правда, благая цель может стать реальностью лишь с появлением нормально работающих отечественных спутников ДЗЗ.
В предложенной г-ном Балагуровым идее много рационального – но не меньше и спорных моментов, указывали оппоненты, и дело не только в сложности реализации подобного подхода на практике. Пока все реально работающие космические аппараты сверхвысокого разрешения принадлежат компаниям США и их ближайших союзников, безраздельно доминируя на рынке, подобные запреты будут в лучшем случае лишь декларациями. Неясно также, насколько нужны ограничения «по точности» вообще. Указывалось, в частности, что запрет на использование космических снимков разрешением лучше 2 м существует не только в России – он зафиксирован международным соглашением в отношении Израиля. Правда, только в отношении Израиля.
Обеспечение безопасности требует четкого представления о том, что в конкретных условиях остается для России источником большей угрозы – отсутствие информации, избыточная либо же избыточно точная информация. Ответ не так очевиден, как кажется – история России знает подвиг Сусанина, совершить который было бы невозможно при наличии точных карт. Совсем другой вопрос, уместны ли такие подвиги сегодня.
Обсуждение вызовов и угроз, с которыми может столкнуться Россия, требует понимания логики поступков российских ведомств. Однако определенные выводы можно сделать и из анализа общих тенденций развития технологий. Менеджер по развитию бизнеса RRC Group Юрий Рейтман в своем докладе «Перспективы мобильных GPS навигаторов в России» развеял сомнения в скором снятии запретов. Дело в том, отметил он, что уже сегодня 80% КПК выпускаются со встроенными GPS-приемниками, а с будущего года эта же участь ожидает обычные сотовые телефоны ценой чуть больше $200. Количество переходит в качество – по его оценкам, спектр оборудования с GPS-функционалом будет расти, а количество пользователей превысит порог, после которого с их интересами просто нельзя будет не считаться. Отмена ограничений на геоданные исторически неизбежна.
Заместитель генерального директора компании «Совзонд» Михаил Болсуновский представил панораму возможностей перспективных оптических и радиолокационных орбитальных систем зондирования Земли и их возможностям. Продолжится рост пространственного разрешения растровых систем, резко возрастут спектральные характеристики снимков, производительность аппаратов и точность абсолютной привязки изображений – она станет лучше 3 метров даже без использования дополнительных измерений на местности.