Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Тендеры

"Росби Информ": Почему тормозит система для ускорения работы ГИБДД?

Прошел год с момента начала работ по созданию единой информационной системы для ГИБДД, которая позволит обрабатывать миллионы запросов в режиме реального времени. СТРАС ГИБДД РВ – "Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система Государственной инспекции безопасности дорожного движения реального времени" уже запущена в опытную эксплуатацию, но ее внедрение сопровождается целым рядом проблем. Об их причинах, а также о ходе реализации проекта и перспективах развития системы рассказал генеральный директор компании-разработчика "Росби Информ" Николай Зязин.

CNews: На каком этапе сегодня находится проект? Есть ли проблемы, связанные с его реализацией?

Николай Зязин: Данный проект является результатом многолетней совместной работы нашей организации, ГУ ОБДД МВД РФ, НИЦ БДД МВД РФ, СТиС МВД РФ. Вообще, если говорить о вложенном труде и накопленном опыте, то следует отметить, что наши разработчики занимаются автоматизацией работы Госавтоинспекции с 1987 года. На сегодняшний день система разработана, в октябре начался этап опытной эксплуатации. Однако по ходу реализации проекта мы сталкиваемся с серьезными проблемами.

Чтобы объяснить причины их возникновения, нужно рассказать о более ранних событиях. В 2010 году предыдущий конкурс на модернизацию СТРАС ГИБДД (шифр темы на конкурсе: СТРАС ГИБДД-2) в силу разных причин и обстоятельств нам выиграть не удалось. Тогда победила другая компания. Результатом ее работы должна была стать модернизация системы. И настоящий проект (СТРАС ГИБДД РВ) в соответствии с требованиями ТЗ должен осуществляться на базе разработок, предшествующих и уже эксплуатируемых в Федеральной информационной системе (СТРАС ГИБДД).


Николай Зязин: Никаких следов выполненных в предыдущем контракте работ мы не обнаружили

Мы направляли заказчику официальные запросы о необходимости предоставления результатов работ по СТРАС ГИБДД-2. Однако кроме отписок никаких внятных ответов, разработанных и внедренных материалов, не получили. Более того, сопровождая Федеральную информационную систему (СТРАС ГИБДД), никаких следов выполненных в предыдущем контракте работ мы не обнаружили. Очевидно, наши настойчивые просьбы предоставить предшествующие материалы и разработки стали причиной того, что у нас складываются непростые отношения с отдельными кураторами со стороны заказчика.

Сдача каждого этапа нашего проекта проходит в несколько раундов, причем каждый следующий сопровождается огромным количеством новых замечаний, которые иногда абсолютно противоречат тем, что были в предыдущих раундах, а зачастую дополнительные замечания появляются даже после всех согласований. И вместо того, чтобы помогать нам в продвижении проекта, заказчик оказывает постоянное противодействие, допускает волокиту. Это довольно странно, конечно.

Тем не менее, мы сумели продвинуться до стадии опытной эксплуатации.

CNews: Как пользователь оценил работу с данной системой?

Николай Зязин: К любой системе нужно привыкнуть. Наш опыт показывает, что период адаптации длится около трех недель. Сначала пользователь говорит, что с предыдущей системой работать удобнее, а через три недели его уже не оторвать от новой. Со СТРАС ГИБДД РВ та же история.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Среди положительных моментов, отмеченных пользователями, − это, прежде всего, удобство проверки транспортных средств, владельцев и представленных документов по различным ведомственным базам данных. Для ГИБДД такая проверка − один из важнейших инструментов в работе. До внедрения нашей системы эти проверки занимали много времени, потому что приходилось подключаться к разным базам, иногда с помощью разных интерфейсов вводить одни и те же данные. Теперь этого делать не нужно: чтобы получить необходимую информацию, достаточно ввести данные один раз.

Второй момент, который очень понравился пользователям, – система печати спецпродукции. Так называются ПТС, водительские удостоверения и другие бланки ГАИ. Здесь есть свои тонкости: мало того, что надо попасть в бланке в нужную графу, иногда необходимо учитывать информацию, которая уже внесена и точно сдвинуть область печати влево, вправо, вверх или вниз. Казалось бы, задача простая, но на практике с этим возникало много проблем. Теперь их нет – пользователь непосредственно перед печатью на бланк видит на экране именно то, что напечатает впоследствии принтер, и может интерактивно менять область печати и, в отдельных случаях, корректировать автоматически расставленные переносы слов.

CNews: Чем пользователи были недовольны? Над чем пришлось поработать?

Николай Зязин: То, о чем я рассказал выше, появилось не сразу. Это результат кропотливой совместной работы. Абсолютно все мы в процессе эксплуатации дорабатывали. Уже более 7 лет каждый день мы что-то исправляем, дополняем, улучшаем, изменяем. Таким образом, получается, что это уже новая система – система, работающая в режиме реального времени.

CNews: Что пришлось исправить в последний раз?

Николай Зязин: Исправить − это не совсем правильный термин. Точнее будет сказать – доработать. Последний пример: дорабатывали упомянутые ранее проверки. Добавили к ним возможность работать с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кроме того, Интерпол внес в свою систему изменения, для учета которых нам и пришлось адаптировать СТРАС ГИБДД РВ.