Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Порталы 5 поколения: СОА атакует

На подходе порталы пятого поколения, в основе которых лежит сервис-ориентированная архитектура (СОА). По оценкам экспертов Gartner, уже в ближайшие два года ожидается серьезное внедрение этой технологии в глобальную сеть.

Преимущества порталов пятого поколения

Предприятия, преследующие стратегию СОА или планирующие развернуть сервисно-ориентированные бизнес-приложения, должны требовать от своих вендоров перехода на портальные технологии пятого поколения. Большинство уже существующих порталов предприятий далеко не полностью используют весь набор возможностей, предоставляемых текущим поколением портальных технологий. Портальный продукт пятого поколения обещает облегчить доступ к уже имеющимся сервисам, но с другой стороны, стоит ли платить за множество функций, которые могут никогда не потребоваться? Может, благоразумнее планировать портал "с нуля" с учетом возможности его эволюционирования и наделения функциями более современных портальных технологий?

Событие Сроки Вероятность
Более 75% вендоров портальных продуктов выпустят СОА-версии 2008 год 0,7
Принятие и реализация в большинстве портальных технологий стандарта WSRP V2 2006 год 0,8
Появление JSR286 2007 год 0,7
Применения концепций СОА на порталах более чем 50% предприятий 2007 год 0,6

Источник: Gartner

Наиболее удачным способом развертывания порталов является поэтапное внедрение новых технологий. Стоимость жесткого долгосрочного проекта высока, и при этом компания теряет преимущества быстрой реакции на меняющиеся бизнес-требования. Разумнее, когда организация покупает и внедряет лишь то, что нужно сейчас или понадобится в ближайшие один-два года. Если предприятие имеет многопортальную среду, следует обратиться к технологиям, обеспечивающим интеграцию на уровне портлетов с помощью веб-служб для удаленных портлетов (WSRP). Если технологии пятого, или даже четвертого уровня организации пока не нужны, не следует внедрять их.

Особенности СОА

Под сервисом в СОА подразумевается доступный через локальную сеть или интернет автономный модуль бизнес-функции с дружественным интерфейсом. Построенная в соответствии с методологией СОА система состоит из достаточно крупных и слабосвязанных подсистем, а взаимодействие между поставщиком и потребителем сервиса регламентируется четко определенным контрактом с привлечением минимальной информации о состоянии. В общем случае подсистемы работают автономно: нет определенных требований, например, о том, чтобы подсистемы были разработаны одним вендором, для одной платформы и т.д. Напротив, каждый структурный модуль предполагает наличие собственного жизненного цикла и может взаимодействовать с другими автономными системами. Поставщик сервиса может одновременно являться и его потребителем, работая с другими поставщиками. В дополнение к этому, различные реализации одного и того же сервиса могут описываться одним и тем же контрактом или формальным интерфейсом, поскольку существует соглашение о механизме межсистемного взаимодействия. Преимущество концепции СОА заключается в том, что она позволяет объединять автономные подсистемы и приложения, которые гибче и легче модифицируются в течение их жизненного цикла по сравнению с жестко связанными, гомогенными системами. Сервис-ориентированные системы часто путают с системами, использующими наборы протоколов веб-служб (СОАP, WSDL). Но на самом деле XML веб-службы являются лишь технологией, позволяющей реализовать методы СОА. Веб-службы для СОА необязательны, но внедрение СОА было значительно ускорено распространением стандартов взаимодействия между системами СОА, таких как СОАP.

Другим преимуществом СОА является способность каждой подсистемы обладать индивидуальным жизненным циклом, последовательностью изменений и улучшений. Однако концепции СОА присущи и определенные недостатки и ограничения. СОА подходит только для слабосвязанных систем, а в некоторых случаях приложениям необходимо взаимодействовать более тесно и по жестко заданной схеме. В любом случае, порталы нового поколения становятся новым уровнем использования СОА.

Олег Савцов, заместитель генерального директора РБК СОФТ, отмечает, что СОА - это поистине революционная технология:"СОА создает возможности для свободной функциональной совместимости программных средств. Такая совместимость означает, например, "общение" программ между собой, настраивается только один раз, а затем может быть многократно использована. Портальная инфраструктура и web-сервисы - это наиболее активно используемые компоненты СОА. Сложность СОА - одно из главных препятствий на пути ее широкого внедрения. Компании - и только планирующие внедрение СОА, и уже внедрившие, ожидают целый ряд преимуществ. К примеру, гибкое изменение бизнес-процессов, снижение операционных затрат, безопасность и надежность сервиса, оперативное внедрение дополнительных возможностей программных продуктов, независимость от выбора поставщиков в использовании технологий и заказных программ ".

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Вперед, к пятому поколению порталов

С момента появления в 1997 году, технология порталов в своем развитии прошла несколько поколений. Для первого поколения основной целью было предоставление доступа к контенту путем обеспечения персонализации информации, унифицированного поиска и управления интерфейсом на базовом уровне. Во втором поколении технологический фундамент пополнился надежной расширяемой средой приложений и их базовой интеграцией, зачатками функций коллективной работы. В третьем поколении появилась интеграция процессов, а также базовая поддержка веб-служб и множественных порталов. Четвертое поколение имело поддержку интегрированных порталов, композитных приложений и стандартов портлетов – Java Specification Request 168 (JSR 168) и Web Services for Remote Portlets (веб-службы для удаленных портлетов, WSRP). В пятом становится возможным конструирование, перестройка и реализация композитных приложений и процессов.

Портальные технологии пятого поколения облегчат процесс разработки продуктов для компаний с жесткой, наращиваемой и вертикальной структурой производства. Традиционные способы соединения пользователей с бизнес-процессами вызывают ряд серьезных затруднений. Интеграция так называемых «силосных» процессов и приложений (то есть не интегрированных, разрозненных) через использование индивидуализированного программного обеспечения ресурсоемок, может привести к снижению качества и эффективности, повышению вероятности сбоев и ошибок. В то же время пакетные приложения ограничивают предприятие жесткими рамками компонентов продуктов определенного вендора или ограниченного набора приложений сторонних производителей.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Пятое поколение портальных технологий предоставляет среду, в которой пользователи соединяются с взаимосвязанными компонентами разных систем, одновременно обеспечивающую их взаимную интеграцию. Порталы пятого поколения позволяют предприятиям интегрировать вертикальные бизнес-процессы, избегая недостатков традиционных методов. Порталы пятого поколения позволяют интегрировать между собой с помощью композиционных функций несопоставимые процессы, что дает возможность сократить циклы производства и повысить качество исполнения.

Портальные технологии пятого поколения, ориентированные на пользователя, позволяют предприятиям повысить оперативность реакции на запросы клиентов. Кроме оптимизации связей между компанией и клиентом новые технологии позволяют улучшить взаимосвязи с партнерскими компаниями, что сказывается на эффективности выхода продукта на рынок.