Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Как выглядит банк будущего?

Ключевым моментом в работе банка является индивидуальный подход к каждому клиенту. Эту концепцию становится все труднее реализовать в условиях постоянной модернизации бизнеса и расширения филиальной сети. Однако эффективность работы отделения банка и его персонала можно значительно повысить с помощью современных ИТ, в том числе радио-технологий RFID или NFC, систем идентификации по биопараметрам, таких технических устройств, как "видеостена" и "электронное перо". Свой вариант ИТ-архитектуры банка на основе последних технологий разработали специалисты компании Accenture.

Как будет выглядеть отделение современного банка в ближайшем будущем? Уже сегодня существуют высокотехнологичные разработки для финансового сектора, позволяющие не только оптимизировать и контролировать на всех стадиях взаимоотношения с клиентами, но и наиболее эффективно организовать рабочее пространство сотрудников банка и отделения в целом, а также коммуникационные каналы. Например, в технологической лаборатории Accenture можно обнаружить демонстрационный зал под интригующим названием NGBank – банк нового поколения (Next Generation Bank). ИТ-концепция компании подразумевает, что клиент уже на входе в здание идентифицируется и ведется ИТ-системой банковского филиала. Более того, система способна заранее предположить, с каким вопросом клиент придет в банк. Реализовать это специалисты Accenture предлагают с помощью радиотехнологий – популярных сегодня RFID (Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация), а также их модификации NFC (Near Field Communication — связь ближнего поля). Самый удобный для клиента вариант – когда RFID-метка зашита в банковскую пластиковую карту. Достаточно приложить ее к считывающему устройству, и двери автоматически раскроются, приятный голос по имени пригласит человека войти в банк. В этот момент на компьютере у менеджера, ведущего дела посетителя, появится сообщение о его приходе, а также краткая история последних операций по его счетам. Идентифицировав клиента, ИТ-система должна выбрать один из сценариев работы.

Максимальная самостоятельность

Возможно, клиенту даже не потребуется помощь персонала банка. В зоне самообслуживания будут находиться терминалы, позволяющие самостоятельно совершить простые операции: оплатить несколько счетов, посмотреть статистику, перевести средства, внести очередной платеж за кредит. Сам процесс авторизации не сложен: для этого есть карта, которую достаточно вставить в картоприемник или приложить к считывающей поверхности. Карта с RFID-меткой – не единственный вариант работы с клиентом. Существуют и другие возможности идентификации: по лицу, отпечатку пальца, рисунку сетчатки глаза, специальному радиочипу, встроенному в мобильный телефон и т.д.


Уже на входе в здание клиент будет идентифицироваться и вестись ИТ-системой банковского филиала

Возможность самообслуживания по простым операциям позволяет решить одну из самых серьезных для банков проблем – уменьшить время ожидания посетителей, длину очередей. Ведь практика показывает, что ожидание больше всего раздражает клиентов.

Предугадывая потребности

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Концепция NGBank предлагает и способы оптимизации каналов привлечения новых клиентов. Так, бумажные буклеты для тех, кто впервые пришел в банк и хочет ознакомиться с условиями предоставления различных услуг, могут быть оснащены RFID-метками. Взяв такой проспект и пройдя в информационную зону, посетитель сможет узнать все необходимое с помощью интерактивной видеостены, где автоматически появится информация об услуге. Видеостена представляет собой толстое стекло с матовой поверхностью, на которую проецируется изображение. Прикосновения к экрану отслеживаются не чувствительным слоем на самом дисплее, а несколькими видеокамерами, установленными по его краям. Такие видеостены могут одновременно обслуживать несколько человек. Касаясь стены, клиент входит в нужный ему раздел информационной системы банка и получает интересующие его данные.


Взяв проспект с RFID-меткой и пройдя в информационную зону, новый посетитель сможет узнать все необходимое с помощью интерактивной видеостены

Если посетителю необходимо что-то уточнить, стоять в очереди не придется. Достаточно кликнуть на соответствующую закладку, и на экране раскроется окно, на которое подается сигнал с видеокамеры на столе служащего банка. Менеджер и клиент могут слышать друг друга: специальная технология концентрирует звук буквально перед лицом посетителя. В то же время человек, стоящий рядом с ним, ничего услышать не сможет. Нужна личная встреча? Посетитель проходит в соответствующую зону переговоров, где его ждет менеджер, заранее изучивший досье клиента. Ведь сотрудник банка обязан не просто внимательно слушать посетителя — у него всегда должно быть наготове решение его проблем.