Разделы

Бизнес Интеграция Тендеры

ИТ-практика: как штурмовать госсектор?

Заказ от госструктуры на реализацию какого-либо проекта для многих ИТ-компаний сродни "счастливому билету". Но далеко не все заранее представляют себе те риски и препятствия, с которыми придется иметь дело. Ведь госсектор не просто капризный заказчик. Это совершенно особый сегмент ИТ-потребителей.

Зачастую внедрение автоматизированных систем в госсекторе (органах государственной власти) сопровождается рядом трудностей, срывом сроков, которые, однако, могут быть легко спрогнозированы еще до начала работ. Проблемы связаны с определенными особенностями проектов в госсекторе.

Прогресс поневоле

Если высокие риски внедрения в коммерческих компаниях влекут за собой, как правило, повышение финансовых затрат, то в госсекторе — это еще и взыскания со стороны контролирующих органов. Однако взыскания не имеют своей целью установить факт исполнения задач проекта, а осуществляют лишь поверхностную оценку исполнения сроков, бюджетов.

Регламенты, функциональный состав и задачи проектов автоматизации прописаны на уровне законодательства и могут не в полной мере разделяться региональными и федеральными органами исполнительной власти.

Уровень компетенций сотрудников госструктур в области информационных технологий и решений пока не достаточно высок

Уровень компетенций сотрудников госструктур в области информационных технологий и решений пока не достаточно высок

К примеру, требования к таким системам, как АСУ "Госзакупки", установленные на уровне федерального законодательства, носят достаточно общий характер (ФЗ-94.Ст.16.7. Порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Регламент регионального уровня зависит от особенностей принятой схемы размещения заказа. Кроме того, он более детализирован, что увеличивает список требований к системе. И он условно гибкий, это проявляется при прохождении соответствующей бюрократической процедуры.

Стоит отметить еще одну особенность госсектора — быстросрочные постановления, меняющие базу используемой нормативно-справочной информации. К примеру, каталог товаров, работ и услуг, закупаемых госсектором, отражен в 4 различных справочниках, имеющих различную структуру и кодификацию. Данные постановления носят не рекомендательный, а обязательный характер, и разработчикам приходится в кратчайшие сроки вносить изменения в программное обеспечение.

Справочники по номенклатуре для госсектора

Наименование

Использование

1 Структурированная номенклатура МЭРиТ Прогноз государственных и муниципальных закупок
2 Типовой классификатор Используется в программном обеспечении официальный портал закупок РФ zakupki.gov.ru
3 ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, товаров и услуг) Перечень товаров для закупок у предприятий малого бизнеса (Постановление Правительства РФ №642)
4 ОКП (Общероссийский классификатор продукции) Реестр контрактов (Постановление Правительства №807)

Источник: Cnews Analytics, 2007

Сроки внесения изменений в действительности минимальны, к примеру, постановление Правительства №807 от 27 декабря 2006 года вступило в силу 1 января 2007 года.

10 простых шагов: как эффективно внедрить ИИ в бизнес
Искусственный интеллект

Бег с препятствиями

ИТ-компании, получившие заказ от госструктур на реализацию какого-либо проекта, в основном сталкиваются с одними и теми же барьерами, обусловленными спецификой заказчика.

Обычно государственный заказчик не понимает задач проекта, которые должны привести к выполнению целей проекта. Для исполнительной власти соответствие букве закона подчас бывает важнее следования целям, для которых закон был написан.

В виду этого факта случаются перегибы в формализации процедур, и только наличие хорошего административного ресурса дает возможность осветить перед рабочей группой цели и действовать сообща, выполняя в срок поставленные задачи проекта.

«Железо как сервис» на площадке заказчика: нюансы выбора
техника

Одним из спорных моментов можно назвать выбор поставщиков на основе результатов конкурса, где коррумпированность органов исполнительной власти играет не последнюю роль. Статистика внедрений АИС "Госзакупки" показывает, что в 50% случаев программные решения в регионах и федеральных органах исполнительной власти создаются силами компаний, не являющихся разработчиками специализированного ПО. Успех подобных инициатив сомнителен, поэтому данные регионы уже планируют в своих бюджетах финансирование проектов внедрения с привлечением консалтинговых компаний.

Поставщикам решений приходится затрачивать свои усилия на отстаивание собственных интересов, что приводит к загрузке как со стороны ФАС, так и со стороны заказчиков, составляющих развернутые ответы на жалобы и запросы участников размещения заказа.

Еще одно препятствие на пути автоматизации - малая инициативность госорганов в области совершенствования и использования информационных технологий, т.е. отсутствие активной позиции заказчика.

Как и во многих сферах, внедрение ИТ-проектов в госсекторе наталкивается на проблемы финансирования. Существующий бюджетный принцип формирования затрат на ИТ не предполагает быстрого реагирования на изменения в законодательстве, значит, внедрение происходит далеко не сразу. К действующему закону ФЗ-94 вышел новый закон 218 ФЗ от 24.07.07, и в нем предусмотрен механизм увеличения бюджета, но только на некоторые виды товаров, работ и услуг, в том числе НИОКР.

Обзор CNews Analytics "ИТ в органах государственной власти 2007".

Подписаться на новости Короткая ссылка