Разделы

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

Философия дата-центра: что на самом деле нужно бизнесу?

В последние полтора-два года международный рынок дата-центров демонстрирует значительное оживление. Cо стороны ведущих игроков западного ИТ-рынка все чаще приходится слышать о разработке концепции модульных дата-центров. Весной 2010 г. с аналогичным заявлением выступила и российская компания Stack Group, которая уже несколько месяцев спустя реализовала на практике "боевой" вариант такого дата-центра. О том, что на самом деле включает в себя концепция модульного дата-центра, о чем следует задуматься и производителям, и заказчикам, и как современный мир меняет подход к дата-центростроению, CNews рассказал Сергей Лысаков, генеральный директор Stack Group.

Интервью с топ-менеджером

CNews: В прошлом году, представляя концепцию "куба", вы говорили о том, что в течение 2010 года планируете запустить несколько модульных дата-центров с использованием новой технологии. После сообщения о запуске прототипа "кубического" МДЦ заявлений о вводе в эксплуатацию полноценной площадки так и не прозвучало. В чем причина? Что-то помешало осуществить задуманное? Или претерпел изменения сам проект?

Сергей Лысаков: Все, что касается модуля - его функционала, адаптивности, энергоэффективности, способности к масштабированию - подтвердилось в полном объеме. Более того, после того, как нами был собран и запущен при полной нагрузке прототип предлагаемого МДЦ, мы увидели, что это решение несёт в себе гораздо больше возможностей, чем мы ожидали в своих самых смелых мечтах. Несложные расчёты по результатам проведенных летом испытаний показали, что наш модуль на 25 стоек по эффективности вполне может заменить 100 стоек традиционного дата-центра. После этого мы еще больше утвердились в своих намерениях запустить в сентябре-октябре реально действующий узел SDN.


Сергей Лысаков: Cегодня необходимо акцентировать внимание не только на дата-центре, но и на переосмыслении ИТ-инфраструктуры в целом

Но не все и не всегда зависит от нас. В процессе реализации проекта мы столкнулись с двумя проблемами: где строить и откуда брать комплектующие. "Неожиданным" (а на самом деле вполне ожидаемым) для нас стало то, что довольно сложно оказалось подобрать в России соответствующего производителя, который обеспечил бы потоковое производство необходимых компонентов. Но этот вопрос в итоге удалось закрыть. Осталось понять, где именно строить. У нас на выбор было несколько площадок – каждая со своими плюсами и минусами. Но в силу административных изменений в столице каждая из рассматриваемых площадок получила ограничения, скажем так, " не совместимые с жизнью будущего дата-центра". Тем не менее, нет худа без добра. Можно даже сказать, что нам повезло в том, что мы не кинулись с наскока реализовывать проекты, а взяли "вынужденный" тайм-аут. Это время было использовано и для изучения открывшихся возможностей "кубического" МДЦ, и для того, чтобы доказать, что модульная концепция – наиболее правильная на данный момент…

CNews: Доказать кому?

Сергей Лысаков: Всем без исключения - клиентам, партнерам, в том числе и западным, причем иногда весьма авторитетным в этой области. У нас был запрос от одной западной компании на достаточно большое количество стоек. К нам пришли их лидеры. Мы им говорим: "Ребята, мы "старые" дата-центры больше не строим, мы модулями". – "Ну да, хорошо, классно, замечательно!" Ходили, смотрели, цокали. И в итоге выдали "а не могли бы вы нам "старые" построить?". В данном случае это даже не вопрос стоимости – привычка, менталитет.

CNews: Насколько я знаю, сейчас о модулях говорят практически все.

Сергей Лысаков: Да, модульные дата-центры входят в моду. В прошедшем году, было много заявлений о модульной концепции. Но, как только начинаешь разбираться в сути предлагаемого решения, то понимаешь, что на самом деле речь идет не о коренных преобразованиях, а об усовершенствованных вариантах стационарных или контейнерных дата-центров. С одной стороны, это явный прогресс, но с другой – решение довольно узкой задачи, которая привязана к бизнесу конкретной компании, владеющей площадкой. Но на самом деле сегодня необходимо акцентировать внимание не только на дата-центре, но и на переосмыслении ИТ-инфраструктуры в целом. В этом плане 2010 год дал нам – стране, ИТ-рынку, рынку ДЦ-услуг - очень много. Происходит некий перелом в мышлении: компании, бизнес, государство - начинают понимать, что дата-центр – это не только, грубо говоря, стенки с кондиционером и дизелями, а некая базисная основа ИТ-инфраструктуры, на которой происходит все остальное. Все постепенно осознают, что ключевой момент инфраструктуры - не здание, не помещение. Построить где-либо площадку – скажем так, не великий подвиг. Нужно понимать, как это будет использовано и интегрировано в том или ином месте, в те или иные процессы.


Сергей Лысаков: Закостенелых проектов в области дата-центров быть не может

От DevOps к TestOps: как ускорить процессы тестирования новых приложений и ПО
Интеграция

Задача (или, если хотите, миссия) Stack Group, как лидера своего сегмента рынка – подать пример, показать, что и как можно сделать. Нам не впервой ломать стереотипы. В этом смысле положительным является тот факт, что заинтересованность в наших инновациях демонстрируют и регионы.

CNews: Вы работаете с госсектором?

Сергей Лысаков: Мы общаемся и с частными компаниями, и с госсектором. Однако надо понимать, что госсектор сам по себе не может оказывать ИТ-услуги. От государства требуется в первую очередь создать условия. Хочется отметить, что в некоторых регионах госслужащие, отвечающие за ИТ, очень хорошо понимают, что нужно привлекать именно тот опыт, который успешен сам по себе и у которого есть перспективы. Я надеюсь, что у нас, в Москве (да и не только в Москве) будет то же самое. Невозможно сразу все изменить. Тем не менее, несмотря на очевидный прогресс, на ИТ-рынке порой все еще сохраняется ситуация, когда внедрение пресловутых новшеств происходит на уровне, скажем так, "Запада много лет назад". Это не может не тревожить. Так мы никогда не приблизимся к тому уровню, который нам нужен. Мы начинаем опаздывать на самых ключевых вещах и закладываем отставание в наших новых решениях..

CNews: Мы – это россияне? Сергей Лысаков: Да. В этом плане позиция нашей компании в том, что для нас важнее идти вперед, находить и использовать новые решения, перешагивать рамки стереотипов нежели просто что-то перенимать, копировать. Мы ощущаем себя в состоянии сделать гораздо больше. И у нас для этого есть основания. Взять опять же процесс разработки МДЦ – вместо того, чтобы ждать, что нового предложит в этом направлении кто-то, мы стали искать решение сами. И сумели в этом пойти дальше своих зарубежных коллег, потому что не только предложили новую концепцию, но и продемонстрировали ее возможности на практике. Пусть под влиянием обстоятельств мы вынуждены были скорректировать планы по запуску новых площадок - мы уверены, что развернем их в этом году. И они будут существенно отличаться от тех, которые планировались в 2010. Мы продолжаем двигаться вперед.

CNews: В чем именно будут заключаться отличия?

Сергей Лысаков: В самой идеологии. То есть площадки, наверное, будут выглядеть так же, как если бы мы их построили в прошлом году. Тем не менее, их функциональная насыщенность будет складываться не только из железа.

Мы хотим показывать пример (что мы, собственно, и делали раньше), как и куда надо двигаться. Однажды взяв на себя ответственность быть первыми, мы считаем себя не вправе снижать планку. Для нас важно запускать именно такие решения, которые стоят того, чтобы их повторяли. Мы много раз говорили о том, что и как нужно строить, о модульной концепции, мы всем показываем наши дата-центы и говорим, как не надо делать. А делают ровно так же, как мы строили раньше. В первую очередь потому, что повторить уже пройденный кем-то путь – пусть не идеальный, но апробированный – значительно легче. А бизнес ради бизнеса – это тупик. Да, с точки зрения "железа" они должны быть модульные и пр. Но это только часть инфраструктуры. Основа инфраструктуры – в том, что на ней будет развиваться и как. Об этом пока никто даже не пытается думать. Во всяком случае, то, что в реальности происходит на рынке, говорит о противоположном. Закостенелых проектов в области дата-центров быть не может. Это живой организм, он должен жить и постоянно модифицироваться.

Необходимо задуматься не просто о "железе", а о том, для чего оно необходимо. Понятно, что в проверенное и многократно тиражированное инвестировать безопаснее. Тем не менее, настала пора осмысливать, что движет развитием инфраструктуры и как обеспечить связность сегодня и завтра, чем различаются дата-центр как таковой и тот процесс, который мы вкладываем в наш дата-центр. Если мы не будем говорить об этом, мир продолжит тиражировать морально устаревшие решения. Возможно, звучит несколько амбициозно, но кто сказал, что здоровые амбиции – это плохо? По сути 20-летняя история нашей компании успешно состоялась именно благодаря смелым амбициям и энтузиазму.

Короткая ссылка