Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе

Минкомсвязи установило «Иннополису» фиктивные показатели, чтобы не пришлось возвращать деньги

Вложив в «Иннополис» 4,7 млрд руб., Минкомсвязи подстраховалось и установило для него заниженные критерии эффективности, при недостижении которых «Иннополису» пришлось бы вернуть четверть бюджетных средств. Счетная палата установила, что данные критерии являются фиктивными.

Счетная палата проверила «Иннополис»

В рамках проверки «Иннополиса» Счетная палата исследовала договоры об инвестировании бюджетных средств, которые Минкомсвязи от лица Российской Федерации заключало с этим объектом. В 2012-2013 г.г. Федеральный бюджет выделил на строительство «Иннополиса» в общей сложности i4,7 млрд, в том числе i1,7 млрд в 2012 г. и еще i3 млрд в 2013 г.

Инвестиции осуществлялись путем выкупа Российской Федерацией двух дополнительных выпусков акций ОАО «Иннополис» - в 2012 г. и 2013 г. В результате на конец 2014 г. доля государства в «Иннополис» составляла 97,5%.

Иннополис - это новый город, построенный в Верхнеуслонском районе Татарстана. Строительство города завершилось летом 2015 г. В городе расположены ИТ-университет и особая экономическая зона технико-внедренческого типа.

Страховка для государства

Заключенные Минкомсвязи договоры о выкупе акций «Иннополиса» содержат показатели эффективности использования бюджетных средств, о которых объект ежегодно должен отчитываться перед Минкомсвязи и Росимуществом.

В случае недостижения (термин Счетной палаты) 50% от указанных в договоре значений показателей эффективности «Иннополис» должен вернуть в Федеральный бюджет 25% от предоставленных ему бюджетных инвестиций.


По мнению Счетной палаты, Минкомсвязи установило «Иннополису» искусственно заниженные показатели эффективности

Показателей эффективности три. Первый – показатель роста (неуменьшения) величины капитала, - определяется как отношение суммы уставного капитала и добавочного капитала за отчетный период к сумме аналогичных показателей за период, предшествующий отчетности. Нормативное значение данного показателя должно быть больше или равно «1».

Второй показатель определяется как отношение суммы краткосрочных и долгосрочных заемных средств к размеру уставного капитала на отчетную дату. Его нормативное значение меньше либо равно «3».

Наконец, третий показатель определяет экономическую эффективность деятельности «Иннополиса». Он рассчитывается как выручка за отчетный период к размеру уставного капитала, нормативное значение – больше «0».

На нынешний момент «Иннополис» все поставленные перед ним нормативные значения показателей эффективности перевыполнил.

Так, первый показатель за 2013 г. составил 17825 (это связано с началом финансирования «Иннополиса» из Федерального бюджета и соответствующим выпуском ценных бумаг), за 2014 г. – 2,72.

Второй показатель находится на нулевом уровне в связи с отсутствием у «Иннополиса» заемного финансирования.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Значения третьего показателя за 2013 г. и 2014 г. были меньше одной десятитысячной.

Фиктивные показатели

Справедливость заданных критериев эффективности Счетная палата поставила под сомнение. Так, установленное нормативное значение второго показателя позволяет «Иннополису» привлекать заемные средства в объеме до i14,2 млрд, что в разы превышает сумму сделанных в него инвестиций.

Соответственно, данный критерий вряд ли может служить оценке возможностей «Иннополиса» по привлечению заемных средств.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Третий показатель при установленном нормативном значении будет всегда выполняться, если у объекта есть любая положительная выручка (за 2013 г. 2014 г. выручка «Иннополиса» составила несколько сотен тысяч рублей).

Таким образом, установленные показатели эффективности и их нормативные значения не позволяют оценить эффективность вложения бюджетных средств и финансовое состояние «Иннополиса», решили в Счетной палате. А предусмотренный договором об инвестировании бюджетных средств в «Иннополис» пункт о возможных штрафных санкций за невыполнение показателей эффективности становится фиктивным, отмечают аудиторы.

Забыли указать объекты

Кроме того, Счетная палата установила, что заключенные Минкомсвязи договоры об инвестировании бюджетных денег в «Иннополис» не содержат информации об объектах капитального строительства, на которые данные средства будут направлены. В соответствии же с постановлениями Правительства о предоставлении бюджетных инвестиций, в договорах должны быть указаны наименования объектов, их предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию.

В результате у «Иннополиса» нет обязательств отчитываться перед федеральными властями о ходе строительства капитальных объектов, на которые были получены федеральные средства.

В Минкомсвязи от комментариев по результатам проверки Счетной палаты отказались.

Игорь Королев