Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Михаил Кожевников: успех интегратору обеспечит наличие отраслевой экспертизы

Сегмент системной интеграции растет сейчас быстрее, чем рынок ИТ в целом. Тем не менее, конкуренция между игроками высока. Как считает Михаил Кожевников, генеральный директор компании "Открытые технологии", чтобы преуспеть, системный интегратор должен сегодня уметь быстро развивать у себя компетенции в новых отраслях. О наиболее активных секторах - потребителях ИТ и о созданных в компании для работы с ними центрах решений Михаил Кожевников рассказал в интервью CNews.

А есть отрасли, в которых ИТ является базовым средством непосредственного производства. Это, в первую очередь, телекоммуникации.

В связи с тем, что правительство сейчас декларирует прозрачность деятельности госорганов для населения, все больше "поднимает голову" госсектор.

Также к активным потребителям ИТ можно отнести любую отрасль, которая находится в процессе реорганизации. Пусть во время реорганизации будет некий спад, но в дальнейшем, при выстраивании новых бизнес-процессов, информационные технологии становятся очень востребованы. Как пример можно привести энергетику, транспорт (хотя последнее можно отнести к той же категории, что и нефтегаз).

Михаил Кожевников: На мой взгляд, на отечественном рынке нет ИТ-компании, способной оказывать качественный бизнес-консалтинг в полном масштабе
Михаил Кожевников: На мой взгляд, на отечественном рынке нет ИТ-компании, способной оказывать качественный бизнес-консалтинг в полном масштабе

CNews: Какие из этих отраслей для вас ключевые? И какова специфика работы с каждой отраслью?

Михаил Кожевников: На сегодня мы выделили ряд отраслей, которые являются для нас ключевыми. Это нефтегазовый сектор, госсектор, энергетика, финансы, телекоммуникации и ритейл. Шесть основных отраслей, для каждой из которых мы разрабатываем свой пакет отраслевых решений. Мы идем по пути создания отраслевых центров решений. Не скажу, что это уникальный метод, но это эффективно и это делают немногие.

У нас уже есть Центр решений по топливно-энергетическому комплексу. Он был организован в марте прошлого года и специализируется на разработке собственных отраслевых продуктов. На базе Центра более двадцати специалистов, имеющих большой опыт ведения проектов в крупнейших компаниях ТЭК России, оказывают услуги по аудиту ключевых процессов нефтедобывающих и сервисных предприятий, консалтингу, проектированию инновационных информационных решений для ТЭК и разработке отраслевых информационных систем. Нами уже реализованы первые проекты, компания получила 4 патента, три из них – на платформы, а один – непосредственно на продукт. Надеюсь, мы будем успешно развиваться в этом направлении и дальше.

В конце 2006 года мы также создали центр компетенции в сфере телекоммуникаций. Думаю, что в этом году у нас появится центр по энергетике.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Таким образом, специфика имеется, и ее знание серьезно расширяет позиционирование системного интегратора. Понятное дело, любая ИТ-компания, решая задачу заказчика, пытается сначала понять, а что стоит за этой задачей, в чем ее причина и что ее решение даст клиенту. Такие задачи для каждой группы отраслей имеют свой характер. Как только мы поднимаемся выше уровня ИТ-отдела, мы тут же переходим в специфику. На уровне ИТ-отдела специфики как таковой нет – например, сеть – она в любом бизнесе сеть. Здесь решения сами по себе универсальны, и мы, как системный интегратор, предлагаем весь спектр этих решений. Это типично для крупных системных интеграторов. Но как только мы переходим в область, связанную с решением специализированных задач, которые интересны именно топ-менеджменту компании – мы попадаем в категорию задач с отраслевой спецификой.

CNews: У вашей компании большой опыт работы с госсектором. Существует ли специфика работы с госорганами? Насколько, на ваш взгляд, удовлетворены ИТ-потребности этой отрасли по сравнению с другими?

Михаил Кожевников: Специфика есть. У госсектора иначе, чем в бизнесе, выстроен процесс принятия решения. Все очень четко регламентировано. Поэтому к специфике можно отнести работу с механизмом принятия решений.

Что касается специфики спроса, то здесь ситуация сложная. С одной стороны, принято много программ по развитию информационных технологий в госсекторе. А с другой стороны, для госструктур ИТ не являются жизненной необходимостью, не считая создания ведомственных банков данных. Поэтому и темпы реализации таких программ отстают от заявленных. Кроме того, не хватает людей, которые бы стали двигателями этих процессов. Еще одна проблема – внутренняя конкуренция, когда большое количество министерств по сути соперничают друг с другом за госбюджет. Подобное "перетягивание одеяла на себя" не приводит, на мой взгляд, к эффективному решению стоящих задач. Выход из сложившейся ситуации один - объединив свои усилия, ведомства решили бы свои проблемы более эффективно. При этом, безусловно, по объему средств, выделяемых на ИТ, госсектор один из самых емких.