Профили

Михаил Кожевников: успех интегратору обеспечит наличие отраслевой экспертизы

Бизнес Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
мобильная версия

Сегмент системной интеграции растет сейчас быстрее, чем рынок ИТ в целом. Тем не менее, конкуренция между игроками высока. Как считает Михаил Кожевников, генеральный директор компании "Открытые технологии", чтобы преуспеть, системный интегратор должен сегодня уметь быстро развивать у себя компетенции в новых отраслях. О наиболее активных секторах - потребителях ИТ и о созданных в компании для работы с ними центрах решений Михаил Кожевников рассказал в интервью CNews.

CNews: Понятие "системная интеграция" в нашей стране достаточно размыто. Давайте начнем с того, что Вы под этим понимаете. Какой набор услуг должна оказывать компания, чтобы называть себя системным интегратором?

Михаил Кожевников: Системный интегратор – это, прежде всего, компания, умеющая решать для заказчика задачи, в которых доминирующую роль играют информационные технологии. То есть такие задачи, которые направлены на решение проблем и рост бизнеса заказчика и в основе которых лежат ИТ в качестве инструмента решения.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Михаил Кожевников: По нашим оценкам, рост рынка системной интеграции составил порядка 35-38%

Что касается набора услуг – в первую очередь, это умение грамотно понять задачу, которая стоит перед заказчиком, умение обоснованно предложить ему оптимальное решение и умение это решение реализовать. Таким образом, мы получаем комплекс из консультирования заказчиков по вопросам, связанным с его задачами, умение обосновать выбор системы из набора возможных путей решений, умение грамотно спроектировать систему и затем довести решение до логического конца, то есть до внедрения и в дальнейшем – сервисного обслуживания.

CNews: Как вы оцениваете развитие ИТ-рынка и в частности сегмента системной интеграции за последний год?

Михаил Кожевников: Безусловно, рынок системной интеграции продолжает развиваться. Темпы роста в этом сегменте сейчас увеличиваются. В этом году крупными системными интеграторами, и в частности нашей компанией, было выполнено множество различных проектов. Приведу цифры: рост ИТ-рынка за 2006 год составляет около 20% - это последняя оценка Мининформсвязи. А рост рынка именно системной интеграции по нашим оценкам – порядка 35-38%.

Одной из тенденций при этом продолжает оставаться разделение между крупными системными интеграторами и нишевыми. Такой тренд проявился, наверное, года два – три назад, и сейчас разрыв растет все более быстрыми темпами.

На рынке пока нет ИТ-компаний, способных на бизнес-консалтинг в полном масштабе

CNews: Если говорить о комплексных проектах системных интеграторов, заметной тенденцией становится предложение ИТ-компаниями услуг бизнес-консалтинга. Многие компании даже позиционируются как бизнес-консультанты с использованием ИТ. Отмечаете ли вы такую тенденцию? Считаете ли вы, что ИТ-компания может быть хорошим бизнес-консультантом или бизнес-консалтинг в ИТ-проекте должна выполнять соответствующая компания, которая бы тесно работала с ИТ-подрядчиком?

Михаил Кожевников: Такая тенденция на самом деле появилась уже давно – наверное, когда наметился большой разрыв между крупными интеграторами и нишевыми. Думаю, этот разрыв как раз и обусловлен тем, что заказчики в первую очередь хотят видеть в качестве своего генерального подрядчика компанию, которая не просто в состоянии привезти им коробки, проинсталлировать ПО и потом оказывать сервисное обслуживание. Нужна компания, которая может взять на себя функции дальнейшего развития информационных систем в целом. Это невозможно сделать, не понимая, для чего нужны предприятию ИС.

Зачастую руководителям предприятий абсолютно все равно, какой сервер у них стоит в серверной комнате. Главное – чтобы те задачи, которые на нем решаются, помогали расти и развиваться их бизнесу.

И выбор ИТ-компании – это вопрос не просто разовой поставки. Важно, как будут с ней складываться отношения в будущем, ориентация идет на долгосрочное партнерство. Подобное партнерство невозможно без понимания ИТ-компанией задач, которые она решает у заказчика. Таким образом, упомянутая выше тенденция предложения услуг бизнес-консалтинга становится просто жизненной необходимостью. И если компания не будет оказывать таких услуг, рано или поздно она окажется в разряде нишевых, предлагающих узкоспециализированные решений, интересные не заказчику в целом, а одному из его небольших подразделений.

Если же говорить о том, способна ли ИТ-компания оказывать качественный бизнес-консалтинг в полном масштабе, то, на мой взгляд, пока таких компаний на рынке нет. Есть компании, позиционирующие себя в качестве бизнес-консультантов, и они могут сделать больше, чем остальные. Некоторые игроки могут закрывать отдельные пласты – финансы, стратегии ИТ-развития. Но если сравнивать с мировыми бизнес-консультантами, то до подобного уровня у нас еще не доросли.

Появятся ли такие компании в будущем? Сложно сказать, ведь это все-таки два очень разных бизнеса. Конечно, они связаны, и ИТ-компаниям нужны бизнес-консультанты, которые помогали бы им делать их проекты. Бизнес-консультанту же важнее продать свои услуги и ему относительно безразлично, кто именно будет реализовывать его проект. Также отмечу, что очень много времени в плане консалтинга отводится на организационный консалтинг – и это то, к чему российские системные интеграторы, на мой взгляд, пока просто не готовы. У некоторых это присутствует в небольшой степени, например, когда дело касается ERP-систем. Но масштабно и в отрыве от ИТ-бизнеса – такого я пока не наблюдаю.

Мы делаем ставку на шесть ключевых отраслей

CNews: Отмечаете ли Вы какую-либо отраслевую специфику среди ваших клиентов? Какие отрасли сегодня являются наиболее активными в плане системной интеграции?

Михаил Кожевников: Прежде всего, что дают информационные технологии? Они дают скорость в принятии решений, прозрачность в контроле различных потоков информации. Поэтому спрос на ИТ выше всего в высококонкурентной среде, где предприятиям, чтобы выжить, необходимо идти впереди своей отрасли. К таким относится банковский сектор, ритейл, где конкуренция нарастает.

Также ИТ востребованы там, где высока сложность бизнеса, собственники отделены от непосредственно управляющего персонала, но тем не менее хотят иметь полную картину происходящего с компанией, что и реализуется с помощью ИТ. К таким отраслям относится, например, нефтегазовый сектор. Конкуренция здесь не такая острая – по большому счету все уже поделено, и дальше вопрос лишь в том, кто более эффективно использует свои месторождения.

Кожевников, биография