Разделы

Бизнес

Константин Зайцев: Западный ERP-бренд не гарантия успешного IPO

Не секрет, что, выбирая информационную систему в преддверии IPO, многие компании ограничиваются решениями западных производителей, причем далеко не последнюю роль в этом процессе играет именно бренд. Однако в последнее время набирает силу другая тенденция: игроки стали понимать, что ERP-система – это не более чем инструмент. Сможет компания разместить акции на бирже или нет, не зависит от того, какую систему она использует: западную или российскую. Об отечественной "Системе Alfa", ее разработке и развитии разработчика в интервью CNews рассказал технический директор компании "Информконтакт" Константин Зайцев.

CNews: Так какие же решения стали наиболее востребованными на сегодняшний день?

Константин Зайцев: Новые. (улыбается) Если же говорить серьезно, то изначально многие компании автоматизировали бухгалтерский учет, затем стали появляться решения, связанные с финансами и складским учетом и т.д. Сейчас же большинство предприятий внедрили системы, закрывающие "учетные" задачи, а потому сегодня их интересует уже не просто учет, а полноценная цепочка управления во всех областях, включающая функции анализа, планирования, прогнозирования. Значительная часть компаний стала рассматривать ИТ-решение как основной инструмент управления бизнесом.

Константин Зайцев: Согласитесь, что на предприятиях, проработавших уже более 40 лет, могут существовать решения и далеко
Константин Зайцев: Согласитесь, что на предприятиях, проработавших уже более 40 лет, могут существовать решения и далеко "обогнавшие" мировой опыт.

CNews: С какими проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются сегодня российские ИТ-компании?

Константин Зайцев: Еще в период глобальной перестройки россиянам часто навязывалось мнение, что западные продукты лучше, нежели отечественные аналоги. Например, на ИТ-рынке и по сей день жив миф о том, что, покупая западную ERP-систему, вы автоматически повышаете капитализацию компании. Работать в такой ситуации достаточно сложно, но нужно и главное очень интересно. Во-первых, всегда остаются люди практичные, которые выбирают систему для того, чтобы решить проблемы предприятия, позволить своему бизнесу развиваться, не оглядываясь на "мифы" о западных решениях.

Во-вторых, как показывает практика последних лет, точнее даже последнего года, зачастую потратив огромные суммы на западный ERP-бренд, компании не могут провести успешное IPO. С учетом удач и провалов проектов внедрения как на западных, так и на отечественных предприятиях, люди стали вполне реально осознавать, что система – это не более чем инструмент. Успех в бизнесе не зависит от того, какая система – западная или российская – установлена на предприятии.

CNews: Вы являетесь разработчиками ERP-Системы Alfa. Расскажите поподробнее о вашем продукте. В чем отличия вашей системы от западных аналогов?

Константин Зайцев: Я бы не стал обсуждать функциональность российских разработок по сравнению с западными или наоборот. Да, западные системы действительно обладают большими возможностями, возьмите тот же перечень модулей и функций из буклетов, он будет просто огромен. И, если внимательно сравнивать, расставлять плюсы и минусы напротив пунктов такого перечня, то всегда можно найти что-то, чего нет в российской системе. Однако надо понимать, что такой подход не более чем способ продажи.

Если же взглянуть с точки зрения реальных потребностей российских предприятий, как текущих, так и перспективных, то, на мой взгляд, наши системы не уступают западным аналогам ни в темпах развития, ни по функциональности, ни с точки зрения технологической платформы, а в чем-то даже превосходят их.

Говоря о других особенностях, следует остановиться на том, что Система Alfa обладает высокой степенью адаптивности. Не секрет, что большое количество западных поставщиков заставляет предприятия подстраиваться под свою систему, апеллируя к тому, что это лучшее решение с позиции мирового опыта. Мы не практикуем подобный подход, потому что в России есть своя специфика, да и отметать российский опыт управления было бы по меньшей мере странно. Согласитесь, что на предприятиях, проработавших уже более 40 лет, могут существовать решения и далеко "обогнавшие" мировой опыт. Поэтому мы придерживаемся, так сказать, "cрединного пути": применяя общеупотребительную практику, стремимся сохранить индивидуальность предприятия там, где это оправданно.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

И подчеркну, что мы разрабатываем единую, прозрачную систему. В процессе разработки никогда не возникало таких ситуаций, когда что-то дописывалось и пристраивалось к Системе "сбоку". Это тоже на самом деле отличает нас от многих как российских, так и западных систем. Ни для кого не секрет, что достаточно многие из них, хотя и преподносятся как единые, строились из разрозненных решений, в частности, если говорить о западных системах, путем поглощений, слияний, объединений компаний-разработчиков.

CNews: Насколько часто производится обновление системы? Выходят новые версии?

Константин Зайцев: Здесь все достаточно просто. Есть сроки, которые определяем мы, а есть сроки, которые, к сожалению, определяются за нас. В последнем случае, это, прежде всего, сроки, которые тем или иным образом диктует нам российское правительство, издавая законы, подзаконные акты, например, в сфере налогообложения. В этом случае мы выпускаем новый релиз программного обеспечения таким образом, чтобы он позволил предприятиям ознакомиться с новыми решениями. Если говорить о перспективном развитии системы, развитии ее функциональных возможностей и т.д., то новые релизы обычно выходят один раз в квартал.

CNews: Какие отраслевые рынки вы считаете ключевыми в деятельности компании?

Константин Зайцев: Если брать наших основных крупных заказчиков, то это в первую очередь предприятия химической и перерабатывающей промышленности, есть ряд проектов в машиностроении. Кроме того, мы продолжаем развивать торговое направление. Как правило, здесь нашими клиентами являются компании, имеющие распределенную территориальную структуру с несколькими филиалами по стране. Нужно также упомянуть о строительных компаниях, с сотрудничества с которыми, в частности, мы начинали свой бизнес. А если вы посмотрите полный список клиентов на нашем сайте, то поймете, что мы работаем в достаточно большом количестве отраслей.

CNews: Сейчас все вендоры как раз распределяются по отраслям. Выпускают "вертикальные" решения. Вы не планируете тем же самым заняться?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Константин Зайцев: Дело в том, что вертикальные решения – это не решения, связанные с каким-то программным кодом. Для меня, как разработчика, звучит достаточно странно, когда один вариант кода пишется, скажем, для торговли, другой вариант - для химической промышленности, а третий - еще для чего-то. Мы всегда пытаемся сохранить единство, прозрачность.

Когда говорят о решении, то, прежде всего, имеют в виду наработки, "жизненный" опыт данной отрасли и соответствующая адаптация системы. Естественно, для тех отраслей, в которых уже работаем или куда планируем войти, мы можем предложить единый продукт, аккумулирующий знания и опыт. Но в любом случае, в ходе выполнения проекта вносятся определенные коррективы, учитывающие опыт работы самого предприятия, его стратегию развития и цели.