Спецпроекты

На страницу обзора
Через 3 года российские банки будут использовать «облака» в большинстве направлений деятельности
Экономическая нестабильность и кризис стимулируют российские банки к смене парадигмы развития ИТ-систем. Необходимость оптимизации расходов подталкивает банки к переходу с in-house решений на облачные сервисы. Другой важный тренд, стимулирующий банки к переходу на облачную модель, является изменение горизонта планирования как для ИТ, так и для банковской отрасли в целом – в реализацию поступают только предложения с минимальным сроком выхода на окупаемость, примерные сроки ограничиваются рамками не более года.

Сокращение расходов происходит во всех подразделениях банков, в том числе и в ИТ-направлении. Однако финансовым организациям необходимо развивать дистанционные каналы работы с клиентами, что повышает роль ИТ. Данное противоречие (надо экономить, но нельзя) снимается за счет оптимизации структуры расходов: новые ИТ-технологии позволяют при меньших вложениях получить более эффективное решение, то есть кризис подталкивает банки к внедрению новаций, уходу от высоких капитальных затрат на ИТ за счет смены модели развития. Одним из очевидных путей решения проблемы видится использование облачных технологий.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), SAP иАссоциация российских банков (АРБ) провели в 2015 г. исследование «Восприятие облачных технологий на финансовом рынке». В опросе участвовали 250 респондентов из российских банков, из них 70 – представители первой десятки банков, 37 входят в топ-30, 60 – в топ-100 и 83 находятся вне топ-100. В числе респондентов 86 сотрудников ИТ-подразделений и 62 ИТ-директора. Опрос проводился как путем онлай-анкетирования, так и с помощью телефонных интервью.

Как меняются бюджеты

Оценивая свое текущее положение в целом позитивно (две трети участников поставили положительные оценки), многие респонденты отмечают негативную годовую динамику финансового благополучия своего банка – 36% опрошенных полагают, что финансовое положение их банка ухудшилось (хотя преобладают ответы «ухудшилось незначительно» – 31%) и только 20% считают, что были улучшения. Треть (30%) не зафиксировали существенных перемен в какую-либо сторону.

Как банки оценивают свое текущее финансовое положение по пятибалльной шкале

pyatiballnaya.png

Источник: НАФИ, АРБ, SAP, 2015

Более чувствительными оказались крупнейшие банки (топ-30), которые чаще указывали на ухудшение ситуации (44%), в то время как средние и мелкие банки указывали на отсутствие изменений (чуть менее 40%).

Расходы на облачные сервисы в банках, по результатам исследования, не превышают 5% от бюджета ИТ-подразделений, что связано как с относительно незначительным использованием «облаков» (не профильные, а вспомогательные задачи, сопровождение, а не АБС), так и тем, что многие проекты находятся на балансе профильных подразделений, то есть вне ИТ. Треть респондентов (34%) ожидает увеличения расходов на облачные сервисы в течение года (эксперты оценивают возможный рост до 10% от ИТ-бюджета). В банках топ-30 таких оптимистов больше – 57% ждут заметных изменений в расходах.

Соответственно, желаемый результат от перехода на облачную модель в банках – оптимизация расходов в сочетании с возросшей функциональностью. Причем эффект от внедрения ожидается уже через полгода с момента запуска сервиса. Наличие иных преимуществ внедрения облачных сервисов, кроме снижения затрат, по мнению представителей банковского сообщества, сомнительно.

Место облаков в стратегии развития

Аналитики постарались определить, какое место облачные технологии занимают в стратегии развития банков, учитывались ответы только ИТ-директоров. 16% опрошенных затруднились ответить, какова политика банка в отношении использования облачных сервисов. Если рассматривать мнения остальных респондентов, давших содержательные ответы, то более трети из них (39% банков) так или иначе учитывают облачные технологии в развитии ИТ. И чем крупнее банк, тем выше значение показателя, максимум достигается в топ-10 – 57%. Граница проходит по топ-100 – банки вне первой сотни говорили об использовании облачных сервисов только в 14% случаев.

Опрос ИТ-директоров банков: Какова политика вашего банка по отношению к использованию облачных сервисов?

oblaka.png

Источник: НАФИ, АРБ, SAP, 2015

Позитивное отношение к облачным сервисам характерно для крупнейших и крупных банков, преимущественно розничных, а также для банков, чей головной офис расположен в Московском регионе.

Самыми активными пользователями облачных сервисов в России являются наиболее крупные и розничные банки. Почти в каждом втором таком банке облачные технологии рассматриваются при обсуждении ИТ-проектов и даже являются предпочтительным выбором при прочих равных. Наибольший интерес в банках вызывает использование облачных сервисов для разработки новых продуктов в ИТ-системах, омниканального управления взаимоотношениями с клиентами, управления ИТ, а также маркетинга (коммуникаций), розничного и корпоративного банкинга.

В России, по сравнению с мировой практикой, значительно больше банков, которые никогда не использовали или редко рассматривали возможность использования облачных сервисов. Даже если сравнивать с международной практикой только розничные российские банки, которые более открыты к облачным сервисам, все равно получается значительное отставание. В России доля непользователей превышает 1/2, а в мире она меньше 1/3. Отставание России в использовании облачных сервисов в 2–3 раза выше по всем направлениям деятельностибанков, например в мире обработка платежей во всех или большинстве операций с помощью облачных решений характерна для 46% финансовых организаций, а в России – только для 17%.

Как принимаются решения о внедрении облаков

Представители банков описали типичный алгоритм принятия решений при переходе на облачную модель: низкий уровень риска (это некритичная и не «промышленная» система, обезличенная информация для соблюдения требований регулятора), новая задача или окончание жизненного цикла старой системы, которую необходимо заменить. Описанный подход объясняется сохранением недоверчивого отношения к облачным технологиям.

Большинство участников онлайн-опроса склонны согласиться с тем, что банки воспринимают облачные сервисы как слишком рискованные (в сумме 75%, из них 45% абсолютно согласны). Причем ИТ-директора, также как и остальные, разделяют данное мнение. Чуть меньше уровень опасения среди крупнейших банков (в группе топ-10 согласны в целом 62%, из них только 31% полностью. Сомнения вызывают также защищенность данных (72%), изученность банками надежности и доступности облачных сервисов (70%) и соответствие облачных сервисов требованиям регулятора (69%).

Технические возможности не являются ограничением для внедрения облачных сервисов, особенно в банках первой сотни. Более критичным является готовность существующих бизнес-процессов – показатель достаточно низкий уже за рамками первой десятки банков. По сути, в полной мере готовы к облакам только банки топ-10, для которых данный формат становится привычным по большинству некритичных направлений, в то время как банки вне топ-100 в данный процесс практически не включены.

Когда банки уйдут в облака?

Около половины респондентов полагают, что переход на облачные технологии в их банке произойдет в перспективе трех лет (49–58% опрошенных в зависимости от направления деятельности банка). Стоит отметить высокую равномерность мнений по измеряемым направлениям, то есть какая-либо выраженная дифференциация отсутствует.

Опрос: В течение какого времени банк может вывести указанные направления деятельности в облако?

opros_2.png

*Без учета затруднившихся с ответом (в среднем по каждому из направлений не смогли высказаться около 30–40% опрошенных).

Источник: НАФИ, АРБ, SAP, 2015

В среднем по всем направлениям доля банков, формирующих потенциальный спрос на облачные услуги в ближайшие 1–2 года, составляет четверть, показатель колеблется по направлениям от 21% для «Управления безопасностью» до 29% для «Управления ИТ». Наряду с «Управлением ИТ» высокий объем потенциального спроса характерен для розничного банкинга, обработки платежей и разработки нового продукта в ИТ-системах банка (по 27%).

-

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015 - м
Компания Город
1 ЦФТ Москва
2 ITG (INLINE Technologies Group) Москва
3 Сбербанк-Технологии Москва
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - м
Банк Расходы на услуги связи и информационные технологии (Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)iмлн), РСБУ, 2014 г.
1 Сбербанк России 18 584.8
2 ВТБ 24 3 296.8
3 ЮниКредит Банк 1 600.5
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Банк Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2014 г.
1 Сбербанк России 18 584,8
2 ВТБ 24 3 296,8
3 ЮниКредит Банк 1 600,5
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015
Компания Город
1 ЦФТ Москва
2 ITG (INLINE Technologies Group) Москва
3 Сбербанк-Технологии Москва
Подробнее