Разделы

Наука

Завершен важный этап разработки нового ракетного двигателя

Как сообщили представители корпорации "Боинг", исследовательская группа RBC3 (Rocket Based Combined Cycle Consortium), занимающаяся разработкой принципиально нового ракетного двигателя, завершила важный этап его разработки с трехмесячным опережением графика. Предполагается, что конечной целью работ является создание еще в текущем десятилетии и проведение полномасштабных летных испытаний экспериментального аппарата, который будет оснащен перспективным двигателем. Он позволит развить скорость, в шесть раз превышающую скорость звука, а также сможет продемонстрировать работоспособность двигательной системы во всех режимах полета.
В состав консорциума входят подразделение "Боинга" - компания Rocketdyne Propulsion&Power, а также компании Pratt&Whitney, подразделение корпорации United Technologies, и Aerojet missile and space propulsion, - подразделение компании GenCorp.

Прототип двигателя, предназначенный для проведения полномасштабных наземных испытаний, разрабатывается в рамках программы создания ракетного двигателя, использующего атмосферный кислород в качестве окислителя (Integrated System Test of an Air-breathing Rocket, ISTAR) и призванного революционизировать в ближайшие 40 лет воздушные и космические транспортные средства.

Двигатель "Арго" (ARGO) назван в честь легендарного древнегреческого судна, на котором аргонавты во главе с Ясоном отправились в свое эпическое путешествие.

Уникальное конструктивное решение, используемое при создании "Арго", позволит ему работать сразу в трех полетных режимах: обычного ракетного двигателя, прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ramjet), а также прямоточного воздушно-реактивного двигателя со сверхзвуковой камерой сгорания (Supersonic Combustion Ramjet, Scramjet). Основное его достоинство - возможность использовать в качестве окислителя атмосферный воздух. Новая технология, в отличие от современных, позволит значительно снизить стартовый вес ракеты, поскольку отпадает необходимость размещать на борту большой запас окислителя.

Контрактом ISTAR предусматривается выбор на конкурсной основе в период до ноября 2006 года общей компоновочной схемы будущего двигателя, а также проведение испытаний подсистем двигательной установки. Наземные испытания полномасштабного прототипа двигателя, использующего криогенное топливо, начнутся в 2006 году. "Ракетный двигатель, использующий атмосферный воздух в качестве окислителя, является одной из наиболее многообещающих концепций, которая позволит НАСА создать космические транспортные системы следующего поколения, - заявил Стив Кук (Steeve Cook), помощник руководителя программы Advanced Space Transportation в центре космических полетов имени Маршалла (г. Хантсвилл, штат Аляска). - Успешное завершение первого, критически важного этапа разработки подкрепляет веру НАСА в то, что данная команда позволит открыть перспективы новой эры, которая изменит кардинальным образом как глобальную транспортировку грузов, так и способы путешествий за пределы нашей планеты".

Станислав Дарчинов, НКК: Мы имеем все необходимые ресурсы для реализации сложных комплексных проектов
Бизнес

Новый двигатель получит первоначальное ускорение от специально разработанных ракет, установленных в воздухозаборнике двигательной системы. При достижении скорости, равной двум скоростям звука, разгонные ракеты отключаются, и двигатель начинает работать на атмосферном кислороде в качестве окислителя для водородного топлива. При достижении скорости, в десять раз превышающей скорость звука, двигатель переходит в обычный ракетный режим, и в этом режиме выводит полезную нагрузку на орбиту.

Источник: по материалам официального пресс-релиза корпорации "Боинг".