Разделы

Техника

Рынок навигаторов в России: новички вытесняют старожилов

В 2009 г. продажи устройств с функцией спутниковой навигации на российском рынке сократились по сравнению с объемом 2008 г. на 9%. Параллельно изменилась расстановка сил: агрессивные стратегии новичков рынка позволили им выбиться в лидеры, существенно потеснив старожилов. В 2010 г. конкуренция будет еще острее.

В 2009 г. в России было продано 1,168 млн устройств с функцией спутниковой навигации, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные GPS-приемниками. При этом объем продаж персональных навигаторов (PND) составил 437 тыс. штук (37,41% общего объема), устройств группы WID, оборудованных GPS, – 707 тыс. штук (60,55%), а на долю GPS-устройств других типов пришлось 24 тыс. штук (2,04%), сообщает SmartMarketing. К группе WID аналитики относят смартфоны, коммуникаторы, КПК и планшеты.

«На рынке GPS-устройств в 2009 г. в целом сюрпризов не было. Оздоровление рыночной обстановки и высокие темпы роста сектора PND обеспечили ему сохранение показателей практически на уровне 2008 г. – комментируют эксперты. - В то же время непростая экономическая ситуация и высокая динамика развития технологических решений привели к тому, что расстановка сил существенно изменилась».

В численном выражении рынок показал незначительное падение: объемы продаж 2009 г. составили 91% от продаж 2008 г. (1,289 млн штук). В первом полугодии ощутимо пострадал сегмент GPS-WID, тогда как сектор PND сохранял позитивный, хотя и слабо выраженный тренд: 33% рынка в 1-м квартале, 35,6% во 2-м, 37,1% в 3-м и 38,9% в 4-м. Данная тенденция обуславливается общей ситуацией на рынке, когда на фоне снижения динамики рынка WID сегмент PND сохраняет достаточно высокие темпы, свойственные относительно молодым, развивающимся рынкам.

Десятка лидеров рынка навигации (WID и PND) по итогам 2009 г.

Место Компания Доля
1 HTC 16,0%
2 Apple 15,7%
3 Explay 10,6%
4 Garmin 8,6%
5 Samsung 7,6%
6 Nokia 7%
7 Gigabyte 3,8%
8 Rover Computers 3,7%
9 Mio 3,1%
10 Shturmann 2,6%

Источник: SmartMarketing

Быстрый рост марки Explay, по мнению SmartMarketing, обуславливается агрессивной ценовой политикой и эффективной работой с каналом продаж. Из интересных тенденций также отмечается хорошая динамика роста марки Shturmann, особенно в сегменте «подключенных» навигаторов, и Lexand. В целом молодые и агрессивные новички достаточно успешно теснят прежних лидеров рынка, осваивая и реализуя новые маркетинговые стратегии. Следует также отметить тренд к снижению средних цен, который позволил ряду вендоров войти в первую пятерку.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Десятка лидеров рынка PND по итогам первой половины 2009 г.

Место Компания Доля
1 Explay 28,3%
2 Garmin 23,1%
3 Mio 8,3%
4 Shturmann 6,9%
5 Prestigio 5,7%
6 Lexand 4,3%
7 TomTom 2,8%
8 Texet 2,7%
9 Pocket Navigator 2,4%
10 Nexx 2,1%

Источник: SmartMarketing

В течение 2009 г. заметно изменилась функциональность среднестатистического навигатора: к концу года даже в бюджетных сегментах появились высокофункциональные модели, а относившиеся к топ-классу в 2008 г. продукты к середине 2009 г. переместились в лучшем случае в сегмент PND среднего уровня. Данный тренд сказался на снижении конкурентной мощности ранее лидировавших брэндов. Наиболее яркий пример – Mio. Аналогично доля брэнда Garmin, традиционно придерживающегося консервативной позиции в плане маркетинга, в 2009 г. заметно снизилась, а сам брэнд уступил первое место в сегменте PND более молодой марке Explay.

Аналитики прогнозируют сохранение позитивных трендов в целом при серьезном усилении конкуренции. При этом в отличие от почти чисто ценовой конкуренции, свойственной рынку навигации в 2009 г., в 2010 г. большее значение будут иметь иные факторы: главным образом работа с партнерскими сетями. Также можно прогнозировать рост внимания производителей к маркетинговому продвижению в сегменте конечных пользователей.

Сергей Попсулин