Разделы

Наука

В космическом центре Кеннеди начался ремонт челнока "Атлантис"

Согласно плану Американского космического агентства (NASA) 9 августа начался ремонт системы подачи топлива космического челнока "Атлантис". Напомним, что полеты всех кораблей NASA были приостановлены после обнаружения крошечных трещин на поверхности металлических направляющих внутри трубок подачи жидкого водорода в двигатели.

Направляющие способствуют непрерывной подаче топлива по самим трубкам и сочленениям, которые обеспечивают каналу необходимую гибкость, когда охлажденное топливо вызывает сжатие трубок. Специалисты высказали опасения, что трещины могут увеличиться и от направляющих отколются частицы металла. Попав по топливным трубкам внутрь двигателя, такие частицы потенциально могут привести к катастрофическим последствиям.

Ранее сотрудники агентства определили три возможных варианта устранения неисправности, а затем в ходе обсуждения выбрали сварку, как наиболее приемлемый. Инженерам предстоит заварить крошечные трещины в направляющих топливных каналов, отполировать и проверить функционирование, повторив эти шаги столько раз сколько необходимо.

Процесс сварки, который будет использован для устранения трещин, называется газовой вольфрамовой дуговой сваркой. Он позволяет получить наиболее чистый сварной шов. Такая техника обычно используется для сварки чувствительных к кислороду материалов.

Направляющие для жидкого водорода требуют уровня точности в 400 микрон, т.е. после ремонтных работ на материале не должно остаться частиц размером больше указанного значения. Поэтому процесс сварки должен обеспечить минимальное количество осколков, особенно на обратной стороне направляющих, доступ к которой затруднен. Сварщики работают в кислородных масках, поскольку область вокруг ремонтируемых элементов заполнена аргоном для предотвращения окисления.

Топливные направляющие кораблей "Атлантис", "Индевор" и "Дискавери" изготовлены из Инконеля 718 - суперсплава никеля и железа, который имеет повышенную прочность и учтивость к большим перепадам температуры, возникающим в главном двигателе при взлете. Толщина направляющих 0,05 дюйма. Топливные направляющие "Колумбии", самого старого из флота челноков, сделаны из нержавеющей стали CRES 321.

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Для выбора способа ремонта и отработки техники сварки специалисты использовали более 100 образцов, на которых с помощью специальных устройств, подвергающих материал различным нагрузкам, были получены трещины, аналогичные образовавшимся в топливных направляющих космических кораблей.

В процессе сварки и после окончания работ отремонтированные элементы будут подвергнуты ряду неразрушающих тестов с использованием рентгеновских лучей, ультразвуковых волн, вихревых потоков и бороскопов.

Источник:
по материалам сайта Space.com.